Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Измайлово, Измайловка, Измаил, Исмаил, Ишмаель

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 30/12/2018. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "И услышал Господь"; "ибо услышал Он ропот ваш", - все это означает постижение и знание. Маймонид. Путеводитель растерянных (1135-1294)

  •   
      Помолишься Ему, и Он услышит (ивр. ЙИШМАЕХА,
      от ШАМА) тебя, и ты исполнишь обеты твои
      Иов 22:27
      
      1) Существующая топонимика
      
      Измайлово и производные - 44 населенных пунктов в центральных областях, в Сибири и в Приморском крае.
      
      * Измайлиха село Красноармейского р-на Приморский края на реке Измайлиха, фиксируется на Топографической карте СССР • 5 км. 1984 г., на более ранних картах не заселенный район. Река Измайлиха обозначена на карте Приморья и Хабаровского края 1939 г.
      * Измайлово - дрв., Александровский р-он, Владимирская обл., Карта Шуберта 1832 г. Измайлова.
      * Измайлово - деревня, Талдомский р-он, Московская обл., на Карте Шуберта 1832 г. Измайлова.
      
      * Измайлово - деревня, Дмитриевский р-он Московской обл., изв. с 1767 г.
      * Измайлово - деревня Переславский район, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
      * Измайлово (до 1942 Троицкое) - п.г.т, Ленинский р-он Московская обл., на Карте РККА Московской обл. • 1 км., 1942 г. - свхз. Измайлово; на картах 1941 г. - Свхз.; церковь XVII века.
      
      * Измайлово - пгт, Барышский район, Ульяновская обл., на Карте Шуберта 1832 г. - Измайловка.
      * Измайлово - дрв., Бавлинский р-он, Татарст., на Карте Самарской губ. 1867 Рихтера, Измайлова.
      * Измайлово деревня Троснянский район, Орловская обл., показана на Немецкой военной карте второй мировой войны. Европейская часть СССР. Трехкилометровка. 1941 г., как отделившаяся часть села Обыденки - Обыденки Исмайловк(а).
      
      * Измайлово (а) - дрв., Некрасовский р-он, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
      * Измайлово - село, Милославский район, Рязанская обл., показано на Карте Шуберта 1832 г.
      * Измайлово (а) - деревня, Селижаровский район, Тверская обл., показана на Карте Менде 1853 г.
      * Измайлово - деревня, Торжокский район, Тверская обл., показана на Карте Шуберта 1832 г.
      * Измайлово (Полувежи) - село, Новосильский р-он, Орловская обл., на Карте Шуберта 1832 г.
      * Измайлово (Филистово) - дрв., Маревский р-он, Новгородская обл., на Карте Шуберта 1832 г., и т.д.
      
      * Исмаилово (а) - деревня, Туймазинский р-он Башкирия, показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
      *Исмайлово - пгт., Дюртюлинский р-он Башкирия, показан на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
      
      2) Топонимика XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи
      http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%C8%E7%EC%E0%E9%EB%EE%E2%EE&full=1
      
      Измаилов починок - Касимовский уез Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
      Измаиловка - деревня Ряжский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
      Измаилово - деревня Рязанский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г
      Измаилово - деревня Скопинский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
      Измаильское - Весьегонский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
      
       Измайлово - Крапивенский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
      Измайлово - Новосильский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
      Измайлово - Тверской уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово - Калязинский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово - Осташковский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
      
      Измайлово - Переславский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово - Московский уезд Московской губернии 1862 г.
      Измайлово - Вяземский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово (2) - Новоторжский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово (2) - Ярославский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
      Измайлово (2) - Даниловский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
      Измайлово (2) - Шуйский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
      Измайлово (2) - Дмитровский уезд Московской губернии 1862 г.
      Покровское Измайлово - Одесский уезд Херсонской губернии 1868г.
      
      3) Существующая этимология
      
      а) Исмаил. Электронная еврейская энциклопедия
      
      Исмаил (יִשְׁמָעֵאל, Ишмаэль - `слышит Бог`), первенец Авраама, рожденный египтянкой Агарью, рабыней Сарры, когда отцу было 86 лет. ...Согласно Библии, от Исмаила произошла группа кочевых племен יִשְׁמְעֵאלִים (ишмеэлим) - исмаильтян (ср. Быт. 37:25; Пс. 83:7 и др.). Областью обитания этих племен был, по-видимому, южный Ханаан. Библия описывает исмаильтян как кочевников пустыни, разводящих верблюдов и промышляющих караванной торговлей и разбоем (Быт. 16:12; 37:25; I Хр. 27:30).
      
      б) Источник
      
      * См. стронг иврита 3458 Ишмаель, https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3458.html
      * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 199; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
      
      4) Применение имени, фамилии и топонима в старорусских актах.
      
      а) Национальный корпус русского языка
      
      * Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "И поимши Сарра Агарь, вдасть ю мужу своему; и влѣзъ Аврамь къ Агарѣ, зачатъ и роди сына Агарь, и прозва и Аврам Измаиломъ, и Аврам бѣ лѣт 86, егда родися Измаил".
      
      * Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "князю из нагаи выбегали полоненики Карп Горлов с товарищи и сказывали, что Исмаил мурза, Ахтотар мурза и иные мурзы Волгу перевезлися со многими людьми, а ждати им, перелезши Волгу, Исупа князя; а Исупу князю с теми со всеми людьми быти на царевы и великого князя украины".
      
      * Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 5-я. 1557-1561 гг. (1557-1561): "Прислал ко царю и великому князю с Резани Яков Измаилов нагаиских гонцов: Исмаилева княжово гонца Теньку да Белек Булат мирзина гонца Арслана да Аисы мирзина гонца Кудаша".
      
      * Полюбовная разъезжая Василия Елисеева сына Курапова, человека Михаила Никитича Юрьева, и старца Чудова монастыря Вассиана Торжнева юрьевской земле с. Измайлово и д. Брюхово с чудовской землей с. Черкизово с дд. Соболево и Хоругино в Московском у (1596.06.24)
      "1} Лета 7104-го июня в 24 день Михаило Никитич Юрьев велел розъехати свою вотчиную землю села Измаилова да деревни Брюховои с монастырскою вотчиную Олексея чюдотворца Чюдова монастыря у архимарита Пахнутья з братьею межи и грани по старине села Черкизова да деревни Соболевои, да деревни Хоругинои, велел учинить и розъехати полюбовно".
      
      * Г. Александров. Московские храмы. Тихвинская, что в селе Алексеевском, церковь // Журнал Московской Патриархии, Љ 10, 1945: "Так, в Дворцовых Разрядах за 1674 г. можно прочесть: "Декабря в 7 день ходил великий государь из села Преображенского с государынею царицею и с государи царевичи и с государыни царевны в село Измайлово тешиться и всякого строения смотреть: и кушанье раннее было у великого государя в селе Измайлове"".
      
      * Т. М. Богословский. Московские святыни. Иерусалимская икона Божией Матери. Очерк // Журнал Московской Патриархии, Љ 03, 1945: "Впервые Измайлово упоминается в "Писцовых книгах" за 1571―1574 годы, а также значится в приходной книге Патриаршего приказа за 1640 год".
      
      * Иван Голиков. Историческое изображенЄе жизни и всѣхъ дѣлъ знаменитаго генерала РоссЄйскаго Патрика Гордона, извѣстнаго у насъ подъ именемъ Петра Ивановича Гордона (1800): "Съ симъ прошенЄемъ поѣхалъ онъ 29 Ноября въ село Измайлово, въ которомъ имѣли тогда пребыванЄе старшЄй Царь съ Царевною".
      
      б) С.Б. Веселовский. Ономастикон..., М., 1974 г.
      
      Измайлов Иван Иванович Инка, воевода рязанских князей, 1493 г.
      в) Деятели христианства
      
      * Мануил, Савел и Исмаил (ум. 17 июня 362) - христианские мученики, память в Православной церкви совершается 17 июня (по юлианскому календарю).
      
      * Измаил, епископ сарский или сарайский, в 1296 г. был на съезде князей во Владимире, где, вместе с владимирским владыкой Симеоном, явился примирителем великого князя Андрея, князя московского Даниила Александровича и других, рассорившихся из-за волостей и готовившихся начать вооруженную борьбу. В 1312 г. митрополит Петр, за какое-то преступление, лишил его сана. Полн. собр. рус. лет. I, 228; IV, 45; V, 202; VII, 181, 186; X, 178.
      
      5) Обобщение и вывод
      
      Имя Измаил (Исмаил) зафиксировано в старорусских источниках с конца XV века. Измайлов - распространенная фамилия в среде служивого дворянства и грамотного сословия (дьяки, писцы), редко простые крестьяне. Топонимика Измайлово отмечена в источниках с XVI века.
      
      * Моше бен Маймон (Маймонид 1135-1204) - выдающийся еврейский философ, богослов, врач. Автор философского трактата "Путеводитель растерянных", 1191 г.; в русской литературе - Моисей Египетский. В этом труде он разъясняет смысл ряда терминов и выражений Ветхого Завета.
      
      "Путеводитель...", Глава 45. ШАМА слышать;
       http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_45.htm
      
      "ШАМА - многозначное выражение. Бывает, оно имеет значение "слышать", бывает - "слушаться". В значении "слышать": "да не слышится () оно из уст ваших"; "И услышали () весть в доме фараона". Таких примеров много.
      Подобно этому, широко распространено также употребление слова в смысле послушания: "...но они не послушали Моисея"; "Когда же они послушают и будут служить [Богу]?"; "А вас ли мы будем слушать?"; "...и не послушает слов твоих".
      Бывает также, что значение этого слова - знание и ведение: "народ, язык которого ты не воспримешь ()", что означает: "ты не будешь понимать его речи".
      
      И всякий раз, когда используется выражение (слушание) по отношению к Богу, если внешний смысл текста указывает на первое значение, то это [выражение] представляет собой оборот речи, подразумевающий "постижение", то есть третье из перечисленных значений. "И услышал Господь"; "ибо услышал Он ропот ваш", - все это означает постижение и знание.
      
      Если же внешний смысл текста указывает на второе значение, то оно является оборотом речи, в котором говорится либо о том, что Он, Превознесенный, отвечает на зов молящегося, либо о том, что Он не отвечает на его зов: "услышу ( ) вопль его"; "Я услышу, ибо Я милосерден"; "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь"; "но Господь не услышал голоса вашего и не внял вам"; "и сколько бы вы ни молились, Я не слышу"; "Ибо Я не внемлю" - подобные примеры многочисленны".
      
      Вывод
      Имя составлено из двух корней библейского иврита ШАМА слышать, слух + ЕЛ Бог (образ, Бог всё слышит), заимствовано христианами и мусульманами из лексикона Ветхого Завета.
      
      6) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Составное теофорное имя, христианство - ИЗМАИЛ, ислам - ИСМАИЛ = ивр. ИШМАЕЛ = ИШМА+ЕЛ = форма от ивр. корня ШАМА שָׁמַע слышать (слух, понимать, быть послушным и т.д.) + ЕЛ אֵל Бог; т.е. Бог слышит (всё).
      
      Источник
      
      * см. Синодальный перевод, ивр. стронг 8085, ШАМА слышать; https://manuscript-bible.ru/S/S/h80.htm#8085
      * см. Синодальный перевод, ивр. стронг 410, ЕЛ Бог; https://manuscript-bible.ru/S/S/h04.htm#410
      
      б) Библейский образ
      
      * Исход 23:13: "Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится (ЙИШАМА, от ШАМА) оно из уст твоих".
      * Притчи 15:29: "Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит (ЙИШМА, от ШАМА)".
      * Бытие 48:3: "И сказал Иаков Иосифу: Бог (ЕЛ) Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня".
      
      Таким образом, русское имя Измаил, тюркское Исмаил, топонимы Измайлово, Исмайлово и их производные, являются транслитерацией еврейского имени ИШМАЕЛ на христианском и исламском религиозном пространстве.
      
      Выражало предостережение верующему (не богохульствуй) и надежду, на то, что неправедные действия будут "услышаны Богом" и обидчик подвергнется Божественному наказанию - сакральный оберег.
      Третья заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно".
      Распространение этих имен и топонимов связано с культурно-религиозной деятельностью деятелей православного и мусульманского духовенства.
      
      30.12. 2018 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 30/12/2018. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка