Зив-Ами Лиора: другие произведения.

А.Я. Чаадаев. Русская Идея

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 02/10/2015. 20k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мое открытие Чаадаева произошло в Израиле. А я всего лишь задумалась над вопросом: в чем отличие русских евреев? Почему евреи именно Российской империи создали Израиль? А где были остальные? Почему из Советской империи вышел 1 000 000 новых израильтян, непохожих на всех прочих и по своему составу, и по своим личным связям со всем миром? Почему русские евреи так отличаются от евреев всех стран? Понятно, что все дело во влиянии России, которую, как известно, умом не понять. А если понять? П.Я Чадааев оставил нам зерно, в котором содержится Русская Идея. Это эссе - глава из книги "ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕННОСТЬ". (Так как сайт не позволяет выделять цитаты, мне пришлось найти способ это сделать: каждая цитата из Чадаева начинается и заканчивается прописными буквами)

  •   
      I. ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ
      
      1. ОТ РЕЛИГИИ К ТАНАХУ
      
      Петр Яковлевич Чаадаев, дворянин, хорошо образованный и высоко ценимый современниками, был первым, кто осознал судьбоносность проблемы "Единство и Разделенность". Как пламенный христианин он был убежден, что христианство призвано объединить все человечество. В распространении христианства в Америке и Азии он видел доказательство своей веры. Но столкнулся с потрясшим его фактом: Церковь, объединившая европейские народы, оставила его родину Россию за границами христианского единства.
      Чаадаев искал причину этого явления и нашел ее в схизме XI века, расколе Церкви на римско-католическую и греко-православную. Из-за этого раскола Россия, которая приняла христианство от греков, оказалась отторгнутой от христианских народов Европы, не прошла то воспитание, которое прошли они, и обрекалась, по мнению Чаадаева, на тяжкие испытания в будущем. Свои мысли он выразил в Первом Философическом письме (всего их 8), которое опубликовал в журнале "Телескоп".
      Скандал разразился страшный. Император Николай I заявил, что такие мысли могут прийти в голову только сумасшедшему. К Чаадаеву приставили психиатора, который должен был его навещать и докладывать о душевном здоровьи Чаадаева. Он подвергся всеобщему осуждению, публикация его произведений была запрещена и вся судьба искалечена. Но и по сей день Чаадаев расплачивается за свои мысли тем, что его считают "западником".
      
      Нет однако ничего общего между Чаадаевым и "западниками" в современном смысле. Запад поразил Чаадаева решением проблемы Единства, которое он видел в деятельности католической церкви, воспитавшей и объединившей совершенно разные, составляюшие Запад народы.
      
      "ВСПОМНИТЕ, что в течение пятнадцати веков у них был только один язык при обращении к Богу, только один нравственный авторитет, только одно убеждение; вспомните, что в течение пятнадцати веков в один и тот же год, в один и тот же день, в один и тот же час, в одних и тех же выражениях они возносили свой голос к Верховному Существу, прославляя его в величайшем из его БЛАГОДЕЯНИЙ."
     
      Несмотря на постигшие Чаадаева бедствия, он не сменил веру, не перешел в католичество, не покинул Россию, хотя были те, кто сделали и то, и другое. Он продолжал поиски того, что он определял как "подлинный дух религии", который
      
      "ЗАКЛЮЧАЕТСЯ всецело в идее слияния всех, сколько их ни есть в мире, нравственных сил - в одну мысль, в одно чувство и в постепенном установлении социальной системы или церкви, которая должна водворить царство истины среди ЛЮДЕЙ." 
      
      Эти поиски вынудили его выйти за пределы религиозной ограниченности и обратиться к ТаНаХу как к первоисточнику самой Идеи Единства. Чаадаев даже призвал читать Второзаконие, последнюю, пятую книгу Пятикнижия Моисея, в которой, по его мнению, заключена вся философия Откровения.
      Такое восприятие ТаНаХа определило отношение Чаадаева к другим авраамическим религиям. Он высоко ценит ислам, хотя как христианин считает ислам ответвлением христианства. Важно для него лишь то, что мусульманская религия...
      
      "СОДЕЙСТВОВАЛА уничтожению многобожия...распространила на громадном протяжении земного шара, и притом в таких областях, которые можно было считать недоступными влиянию общего движения разума, - идею единого БОГА"
      
      Мухаммад для Чаадаева человек, но человек уникальный, на которого
      
      "БУДУТ смотреть как на благодетельное существо, кто всего более способствовал осуществлению плана божественной мудрости для спасения рода ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО"
      
      Естественно, что обращение к ТаНаХу выводит на арену его героев, коими являются евреи. И вот тут можно только поражаться чаадаевскиму пониманию народа, , которому в ТаНаХе дано определение быть народом, что "отдельно живет и среди народов не числится".
      
      2. ЕВРЕИ В КОНЦЕПЦИИ ЧААДАЕВА
      
      О еврействе Чаадаев рассуждает в Седьмом Философическом Письме, однако не о евреях как таковых, а о пророке Моисее как о человеке, на которого была возложена миссия дать человечеству Идею Единого ТВОРЦА. Евреи оказались всего лишь первым народом, согласившимся принять эту Идею и подчинить Ей свое национальное существование. Для Чаадаева этот факт является определяющим. Поэтому восприятие евреев Чаадаевым оказывается несовместимым с кредо, которое выработала Церковь.
      Поражает характеристика, которую Чадааев дает нашему народу. Евреи -
      
      "НАРОД, облеченный высшей миссией, - сохранить на земле идею Единого БОГА"
      
      "Сохранить", а не передать другому, как это следует из христианского кредо. Может оговорка? Но иные мысли, высказанные об евреях, не оставляют сомнения: евреи призваны сохранить Идею. Этой миссией евреев Чаадаев объясняет действия пророка Моисея. Кто он, этот удивительный человек? Он - патриот, который стремится устроить жизнь своего народа, завоевать для него территорию и дать ему особый закон? Несомненно. Но ради этой ли узконациональной цели жил и действовал Моисей, в этом ли смысл его миссии?
      
      "НЕУЖЕЛИ думают, что когда он подавлял крик своего любящего сердца, когда он предписывал избивать целые народы, когда он поражал их мечом божеского правосудия, он думал только о расселении тупого и непокорного народа, который он вел за СОБОЙ? "
       
      Вопрос риторический. Совершенно очевидно, что не это было целью Моисея. Тогда какова же была его цель?
      
      "МИССИЯ его заключалась не в том, чтобы проявить образец справедливости и нравственного совершенства, а в том, чтобы внедрить в человеческий разум величайшую идею, которую разум этот не мог произвести САМ."
        
      Внедрить в человеческий разум величайшую идею, Идею Единого Б-га - вот та цель, ради которой жил и действовал пророк Моисей. Но зачем для этой цели понадобился отдельный народ? Если сам по себе человеческий разум не мог породить эту Идею и только Высшая Сила могла Идею внедрить, то что мешало этой Силе внедрить Ее в сознание всех живущих на земле?
      Чаадаев объясняет причину избрания для этой цели отдельного народа.
      
      "ЭТО общий закон: чтобы воздействовать на людей, надо влиять в домашнем кругу, там, где кто находится, на социальную среду, в которой кто родился; чтобы явственно говорить роду человеческому, надо обращаться к своему народу, иначе не будешь услышан и ничего не СДЕЛАЕШЬ."
       
      Это объяснение находится в полном соответствии с ТаНаХическим рассказом о династии праотцев, которые заложили основы "монотеистической" семьи, того домашнего круга, где Идея определяла все устройство жизни и впитывалась с молоком матери. Логично, что такая семейная основа национальной жизни потомков Авраама-Ицхака-Яакова определила и судьбу их потомков.
      Никогда прежде мне не встречалось проникновение в суть этой судьбы, хотя бы приближающееся по глубине к чаадаевскому. И дело не в моей недостаточной осведомленности, а недостаточном духовном уровне тех, кто об этой судьбе рассуждает. Нет этому подтверждения лучше, чем результаты деятельности раввинов, признанных у нас главными специалистами в этом вопросе.
      А вот мнение русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.
      
      "КАКИЕ имелись более верные средства воздвигнуть истинному Богу неприкосновенный жертвенник среди политеизма, завладевшего всей землей, кроме как внушить народу, хранителю этого священного памятника, кровную вражду ко всякому народу-идолопоклоннику, связать все социальное бытие этого народа, все его судьбы, все его воспоминания, все его надежды с одним этим ПРИНЦИПОМ?"
      
      Итак: евреи - являются особым народом, признанным хранить на земле Идею Единого Б-га и подчинившим этой миссии всю свою национальную судьбу. Но как же в таком случае эта Идея проникнет к другим, не принадлежащих к семье потомков Авраама-Ицхака-Яакова?
      Как христианин Чаадаев верит, что эта миссия возложена на Церковь. Но как философ он находит другое решение: распространение Идеи Единого Б-га есть миссия Истории.
      
      3. ИСТОРИЯ
      
      Собственно, весь смысл исторического процесса и состоит в распространении Идеи Единого Б-га. Адаптируя эту Идею, люди начинают объединяться и втягиваться в общий поток, движущийся к заранее известной, провозглашенной пророками ТаНаХа цели - Единству человечества. Вся активность действующих в Истории людей есть всего лишь подчинение Силе, которая проявляет Себя, вынуждая всех следовать по заранее определенному Ею пути.
      
      "ВСЯ наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой, или противимся ей, - все равно, мы вечно под ее ВЛАСТЬЮ."
      
      Но откуда Человек знает о своей обязанности действовать в Истории? Почему, подобно своим предшественникам по Творению, Человек не может удовлетвориться потребностями, ограниченными инстинктом?
      В рассуждениях о Человеке Чаадаев находит решение проблемы "Единство и Разделенность".
      
      4. ЧЕЛОВЕК
      
      Человек создан отличным от своих предшественников по Творению, потому что так Пожелал Создатель. Б-г дал Человеку разум, чтобы Человек был способен слышать и понимать Б-га. Все, о чем мыслит Человек, все, что он делает, обусловлено этим фактом.
      
      "В ДЕНЬ создания человека Бог с ним беседовал и человек слушал и внимал ему: таково истинное происхождение человеческого разума; психология никогда не отыщет объяснения более ГЛУБОКОГО."
      
      Человек, созданный по Образу Его и Подобию, изначально выделен из всех живых существ как сотрудник ТВОРЦА.
      Но в чем состоит это сотрудничество?
      Сотрудничество Человека с Б-гом состоит в развитии самого Человека, который в ходе исторического процесса накапливает необходимый для этого разнообразный опыт. Требуемое разнообразие опыта обеспечивает Человеку разделение человечества на народы, которое произвел Сам Б-г.
      Народы - коллективные личности. Подобно личности человека они рождаются, усваивают нравственные ценности, на которых воспитываются, и, постепенно взрослея, проходят свой жизненный путь. Только у отдельного человека на это уходят годы, а у народов века.
      
      "НАРОДЫ - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают ГОДЫ"
      
      Накопленный народом опыт составляет суть его уникальной традиции. Именно в этом качестве, в качестве традиции, опыт каждого народа становится достоянием всего человечества.
      
      "ДЛЯ того, чтобы стать достоянием человечества, идея должна пройти через известное число поколений; другими словами, идея становится достоянием всеобщего разума лишь в качестве ТРАДИЦИИ"
      
      Результаты опыта народы хранят в исторической памяти и обмениваются ими друг с другом. Все оказываются связанными со всеми, совместными усилиями создавая и накапливая опыт всего человечества. Таким образом, каждому человек открывается доступ к этому общему достоянию. Адаптируя опыт человечества, человек воспитывает в себе ощущение единства со всеми людьми.
      
      "НАРОДЫ живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в их умах от прошедших времен, и общением с другими народами. Этим путем каждая отдельная личность ощущает свою связь со всем ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ."
      
      Чем больше опыта нарабатывает человечество, тем больше опыта обретает и каждый отдельный человек. Обретая опыт, человек учится познавать сотворенный мир и его законы, тем самым становясь существом нравственным. Это постоянное изменение себя, самоусовершенствование является обязанностью Человека перед Б-гом. (Чаадаев вменяет эту обязанность христианину, но предполагает, что таковой она является для любого человека, так как, по его мнению, всем людям предстоит стать христианами.)
      
      "МОЖНО и даже должно себя переделывать; для христианина уверенность в такой возможности и сознание своего долга в этом отношении - предмет веры и самое важное из ЧАЯНИЙ"
       
      Конечная цель развития Человека - вобрать весь мир в себя, раствориться в социальном. Но условием достижение этой цели является совершенство опытов народов, которые должны пройти весь уготованный им исторический путь, оценить свой опыт и исправить все допущенные ошибки.
        
      "ПЕРВОЕ условие настоящей способности совершенствования для народов, как и для отдельных личностей; как те, так и другие для выполнения своего назначения в мире должны опереться на пройденную часть своей жизни и найти свое будущее в своем ПРОШЛОМ."
      
      Лишь дав оценку пройденному пути, народы проложат путь в то совершенное Будущее, которое уготовано всему человечеству.
      
      5. ЧААДАЕВСКАЯ КАРТИНА МИРА
      
      Итак, столкнувшись с проблемой разделенности христианского мира, обязанного быть единым по религиозной доктрине, Петр Яковлевич Чадааев ищет решения именно этой проблемы. Оставаясь христианином по вере, он как философ выходит в своих размышлениях за пределы религии и создает глобальную картину мира, в которой, как в зерне, содержатся все основные идеи русской философии.
      Основой всей русской философии является вера в Б-га.
      Б-г есть ТВОРЕЦ.
      Б-г создал Мир и Человека как Своего сотрудника, чтобы Человек развивал Его замысел. Таким образом, всеми своими мыслями и деяниями Человек осуществляет Волю Б-га и подчиняется Ей.
      Человек.
      Человек - мера всех вещей. Человек создан, чтобы развивать Творение путем самосозидания. Для этой миссии Человеку необходимо разнообразие опыта, которое ТВОРЕЦ обеспечил путем разделения человечества на народы. Таким образом все люди в совокупности являются тем самым Первочеловеком, который создан Б-гом.
      В ходе исторического процесса Человек создает и накапливает созданный народами разнообразный опыт, вбирая его в себя. Достигая таким образом единения с миром, Человек осуществляет исправление мира в самом себе, то есть, постепенно становится нравственным существом.
      
      "НРАВСТВЕННОЕ существо, не что иное как существо, созданное временем, и время должно довершить его до КОНЦА"
        
      ИСТОРИЯ.
      Историческое развитие человечества определяется развитием Идеи Единого Б-га. Распространение Идеи вынуждает всех людей двигаться в одном направлении, чтобы предстать перед судом Истории. Только на этом Суде станет ясным, чем является История, и отношение к ней изменится.
      
      "ПРИ таком отношении к делу историческая критика из предмета пустого любопытства стала бы высочайшим из СУДИЛИЩ"
        
      Процесс распространения Идеи Единого Б-га не может остановиться и тем более пойти назад, так как конечной целью Ее является Единство. Эта Идея празвана завоевать весь мир, если Тот, Кто внедрил ее в сознание Человека не изменит Своего решения.
      
      "НИКОГДА, нет, никогда не остановится и не погибнет мысль, которая должна подчинить себе мир: для этого ее должно было бы поразить свыше особое повеление того, кто вложил ее в душу ЧЕЛОВЕКА."
      
      Все сущее есть Б-г.
      
      II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
      
      1. Зерно Прорастающее
      
      Знакомство с чаадаевской картиной мира меня потрясло, так как в ней, как в зерне, я обнаружила все самые значимые элементы Русской Идеи. Требовалось лишь время, чтобы эти зародыши развились и родились у русских философов.
      Этому не мог воспрепятствовать запрет на публикацию работ Чаадаева, который был нарушен лишь в 1913 году. Из-за запрета многие русские мыслители с творчеством Чаадаева не были знакомы. И тем нем менее они искали тот же образ мира, бились над решением тех же проблем, что и Чаадаев, первым осознавший судьбоносность проблемы "Единство и Разделенность".
      Глобальность чаадаевского видения мира Хомяков выразит в "соборности", Федоров в "общем деле"; чаадаевское понимание Человека обнаруживается во "всемирной отзывчивости" Достоевского, в размышлениях Киреевского о русском просвещении; чаадаевский идеал совершенной социальной системы будут искать Аксаков, Тихомиров, Солоневич в разработках Русской государственности.
      Только после знакомства с наследием Чаадаева я поняла, к чему именно Ленин призывал коммунистическую молодежь на III съезде ВЛКСМ:
      
      "КОММУНИСТОМ стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало ЧЕЛОВЕЧЕСТВО"
      
      Чаадаев и здесь оказался прав: Идея развивается в Истории и прорастает через ограниченность всех религий и всех режимов.
      
      2. ИЗ РОССИИ В СИОН
      
      Теперь меня уже не удивляло, что основы Государства Израиля заложили евреи Российской империи. Стало понятно, откуда у горстки мечтателей появилась безумная идея построить на Земле Обетованной образцово-показательное общество, в котором воплотятся в жизнь вселенские идеалы пророков ТаНаХа. Очевидной стала и причина, по которой русские созидатели Государства евреев не могли ограничиться герцлианским уподоблением евреев другим народам, а замахнулись на переделывание самой природы еврея: "ливнот вэлегиванот" (строить и отстраивать самих себя) - это был их лозунг.
      Нигде, кроме России, не могли родиться эти идеалисты.
      
      Если бы эти качества халуцов были сугубо еврейскими, они бы проявились у евреев других стран рассеяния. Но факт - ни в еврейских общинах Северной Африки, ни в азиатских странах, ни в странах Западной и Центральной Европы ничего подобного не было. Значит, эти качества сформировало у евреев влияние русского народа, чьи ценности евреи Российской империи адаптировали как "свои".
      Для меня это было подтверждением выдвинутой еще в "Избранном народе" идеи о двойственной природе современного еврейства, сформированной рассеянием-галутом.
      
      Но как к евреям из местечек черты оседлости Российской империи, задавленных всеми известными нам ограничениями, запретами и погромами, могли проникнуть идеи русской философии? Вопрос уже ставился шире: чем, собственно, занимаются философы и каким образом их идеи проникают в жизнь людей?
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 02/10/2015. 20k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка