Литинский Вадим Арпадович: другие произведения.

Бой Роковой С Тёмными Силами На Льду Байдарацкой Губы (Ледовое Побоище) - Эпилог

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 18/03/2015. 35k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  • Иллюстрации: 8 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    ЭПИЛОГ

       Для тех, кто на пятый день (не плюнув в мою сторону в первые 20 минут чтения этой длинной истории) дотянул до Эпилога, я хочу рассказать, как в официальной историографии нашло отражение этого грандиозного (я не стесняюсь этого слова), не имеющего аналога в мире, этапа детального картирования рельефа дна и физических полей Северного Ледовитого океана.
       Сначала я приведу историю исследований гравитационного поля Центральной части Северного Ледовитого океана гидрографами ВМФ, в самом начале которых довелось принять участие и нашей гравиметрической партии НИИГА. Напомню, что это наша партия впервые в 1962 году опробовала и внедрила предложенную мной методику съёмки на дрейфующих льдах с опорой на морской маятниковый прибор, и обучила этому ремеслу офицеров-гидрографов.
      


    Геофизические исследования в океанах и морях

      

    По материалам История Гидрографической службы Российского Флота (к 300-летию создания Военно-Морского Флота). 
    Том 2. Гидрографическая служба Российского флота (1917-1996)

    http://flot.com/science/geof1.htm

      
       Исследования гравитационного поля
       До начала 60-х гг. геофизические исследования в деятельности Гидрографической службы ВМФ носили ограниченный, эпизодический и главным образом научно-экспериментальный характер. 

    Началу широкомасштабного и планомерного изучения Военно-Морским Флотом геофизических полей Земли, в первую очередь гравитационного и магнитного, способствовали следующие два фактора: появление советского атомного подводного флота и запуск искусственных спутников Земли. 

    С созданием атомных подводных лодок, способных совершать автономное плавание подо льдами Арктики, потребовалось в кратчайший срок произвести картографирование Арктического бассейна, до этого наименее изученного. Благодаря высокой степени корреляции между стационарными геофизическими полями и рельефом дна, было решено применить геофизические способы исследования рельефа, привести аэромагнитную съемку и сейсмозондирование, что позволяло за короткий период максимально охватить наибольшую площадь изучаемой акватории, выявить наиболее характерные крупные формы рельефа дна и в результате рационально спланировать подробность точечных промерных работ со льда эхолотами. 

    Запуск искусственных спутников Земли и появление баллистических ракет вызвали необходимость расчета траекторий их полета, что в значительной степени определялось знанием с высокой точностью параметров гравитационного поля Земли на всей поверхности планеты для существенного уточнения ее формы и размеров и правильного выбора единой геоцентрической системы координат. Измерение ускорений силы тяжести в морях и океанах (на 71 % площади всей поверхности планеты) могло быть осуществлено только путем широкомасштабного проведения морских гравиметрических съемок (надводных, подводных, донных, ледовых). 

    Очевидно, что обе проблемы по масштабности, трудоемкости, оперативности и сложности разрешения требовали концентрации больших усилий и затрат на государственном уровне. 

    После принятия соответствующих правительственных постановлений и решений был разработан ряд междуведомственных программ и планов, среди которых наиболее важными стали пятилетние планы Мировой гравиметрической съемки, объединявшие силы и средства Министерства обороны (Гидрографической службы ВМФ и Военно-топографической службы ВС СССР), Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Министерства геологии СССР, Академии наук СССР и других ведомств. 

    Так как история развития исследований гравитационного и магнитного полей в морях и океанах различается по срокам, то представляется целесообразным рассмотреть ее раздельно по этим двум полям. <...>
      
    4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли. При выполнении баллистических расчетов выяснилось, что имевшихся сведений о параметрах гравитационного ноля и фигуре Земли недостаточно для надежных расчетов орбит полетов искусственных спутников Земли и баллистических ракет, причем наиболее слабо были изучены акватории Мирового океана. Решение проблем геодезической гравиметрии (уточнение размеров и формы Земли, установление единой геоцентрической системы координат для всей планеты и т.п.) требовало создания равномерной систематической сети гравиметрических пунктов на всей площади Мирового океана и надежного контроля за качеством морских гравиметрических съемок, в связи с чем Гидрографическая служба ВМФ с 1961 г. приступила к систематическому изучению гравитационного поля в Мировом океане. <...>
    . 

    К началу 60-х гг. общее представление о геофизических полях и рельефе дна Арктического бассейна базировалось на отдельных случайных измерениях, полученных по пути дрейфа полярных станций и ледокольных судов (СП-1 в 1936-1938 гг..СП-2 в 1950-1951 гг., СП-3 в 1954-1955 гг., "Георгий Седов" в 1937-1938 гг.), а также в 1954-1959 гг. при посадках самолетов на лед в период выполнения различных исследований. Активное участие в этих работах принимали и военные гидрографы Н.М. Аносов, А.Н. Воронов, Р.И. Гоноровский, Р.А. Дубовик, А.А. Мазепа, М.Ф. Перминов, А.Я. Свердлов, А.Г. Светлев, П.Н. Селиванов, А.И. Сорокин, И.В. Сытинский и др. К тому времени был открыт хребет Ломоносова, имелись отдельные наблюдения (около 500 пунктов) гравитационного и магнитного полей. 

    В 1961 г. на ледовой базе ААНИИ СП-13 была развернута первая Высокоширотная воздушная экспедиция Северного флота под руководством начальника СГЭ СФ Л.И. Сенчуры. 

    Результаты первых геофизических измерений были хотя и скромными, но обнадеживающими. Магнитные измерения, произведенные в 171 точке кварцевыми магнитометрами (QНМ и М-2 и магнитной вариационной станцией, выполнялись по программе абсолютного магнитного пункта. Сейсмозондирование (в 13 пунктах) осуществлялось 24-канальной сейсморазведочной станцией СС-24п. [Сейсмические исследования осуществлялись геофизиками НИИГА под руководством Ю.Г. Киселёва. - В.Л.]. Гравиметрическая съемка (на 79 пунктах) производилась со льда во время посадок самолетов АН-2 и вертолетов МИ-4 сухопутными гравиметрами ГАК-Зм и ГАК-4м одновременно с измерениями 3-маятниковым прибором с фоторегистрацией ММП-П, размещенным в основном ледовом лагере экспедиции. Работа маятникового прибора периодически контролировалась путем привязки авиарейсами к береговым опорным гравиметрическим пунктам.  [Уточнение: гравиметрическая съёмка с использованием маятникового прибора осуществлялась, начиная с 1962 года, когда сотрудники гравиметрической партии НИИГА обучали офицеров СГЭ измерениям на гравиметрах и моём "дарованном" Хейфецом маятниковом приборе. - В.Л.]
      
       <...> С 1962 по 1989 г. Гидрографической службой ВМФ было проведено 28 высокоширотных воздушных экспедиций. Геофизическими исследованиями в разные годы руководили командиры геофизических отрядов (партий): А.М. Абакумов, С.Ф. Бойцов, Б.В. Буланов, С.Н. Гудков, К.С. Гудкович, В.Б. Детинин, Р.А. Дубовик, С.М. Еремин, П.М. Ершов, Н.Н. Замятин, Ф.В. Кузин, Ю.А. Курочкин, М.И. Криштапович, А.П. Макорта, В.А. Митюхляев, О.М. Никандров, В.В. Николайчук, В.И. Пелипко, Н.К. Тимошенко, Н.Г. Ягодницын и другие. 

    В марте-апреле 1969 г. гидрографы Тихоокеанской океанографической экспедиции (В.И. Егоров, Е.Г. Георгов, Ю.В. Горбунов, В.Д. Мищенко и др.) выполняли аналогичные исследования на дрейфующем льду Чукотского моря (350 пунктов гравиметрических измерений, 307 - магнитных, 40 -сейсмозондирований). 

    Достижения геофизических исследований стали возможными благодаря героическому труду полярных летчиков, таких, как В.А. Борисов, В.Ф. Брыкин, М.С. Васильев, Я.Я. Дмитриев, Ю. Г. Журавлев, Е.А. Карпов, Б.3. Ковченков, А.К. Кошман, Н.Г. Кривошеев, И.А. Левандовский, Н.И. Лысенко, Н.М. Троценко, А.Г. Халин, М.И. Шмелев и других. 

    С каждым годом по мере внедрения более современной геофизической аппаратуры совершенствовались способы геофизических исследований, накапливался опыт геофизического изучения Арктического бассейна, повышались квалификация и мастерство гидрографов Северной гидрографической экспедиции. Соответственно увеличивались объемы геофизических наблюдений (рекордным стал 1983 г., когда были произведены наблюдения: гравиметрические -- на 2491 пункте, магнитные -- на 2456 пунктах, сейсмические -- на 1008 пунктах). Безусловно, столь успешному проведению геофизических исследований в большой степени способствовали научно-теоретические разработки сотрудников различных институтов (прежде всего НИГШИ, НИИГА, ЦНИИГАиК и др.): А.В. Иванова, А.М. Карасика, Ю.Г. Киселева, Г.И. Ноздрина, В.А. Литинского [выделено мной. Спасибо, что не забыли. Ну, а уж поминать Колю Третьякова, Серёгу Попова, Никитушку Стожарова - совсем не обязательно, тоже мне штатские преподаватели Высших офицерских курсов на дрейфующей льдине. - В.Л.], А.Г. Пожарского, Б.Г. Попова, П.Н. Селиванова, О.Г. Щелованова, С.М. Щербакова и других. Вначале при проведении съемок со льда руководствовались Инструкцией по наземной гравитационной разведке Министерства геологии СССР, но она не учитывала условия работы на дрейфующем льду. В 1971 г. на основе накопленного опыта и теоретических исследований ГУНиО МО [141--144 и др.] была издана Инструкция по гравиметрической съемке со льда [145]. [Интересно, воспользовались ли военные моряки моими двумя статьями, упоминавшимися выше, опубликованными в трудах ГУНиО МО? - В.Л.]

    За стойкость, мужество и достигнутые высокие результаты в ходе проведения первых арктических экспедиций ряд военных гидрографов, занимавшихся геофизическими исследованиями, были награждены орденами и медалями. Их напряженный труд, как и всех полярников, был сопряжен с постоянным риском для жизни не только во время первичных посадок самолетов на торосистый, с разводьями дрейфующий лед, но даже в короткие часы сна (как правило, не более 4-6 часов в сутки на протяжении двух-трех месяцев) в палатке, под которой в любую минуту внезапно могла образоваться ледовая трещина всепоглощающей океанской бездны. [В 1966 году под палаткой КАПШ-2, в которой мы спали, внезапно образовалась трещина. Хорошо, что ночной дежурный Никита Стожаров меня во-время разбудил. Как дальше развивались события, интересующиеся могут прочесть в документальной истории "Будни дрейфующей ледовой базы" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/budni.shtml. - В.Л.].
      
    Результаты изучения геофизических полей Земли в Северном Ледовитом океане оказались по сей день в сравнении с другими океанами наиболее достоверными и полными. Помимо общенаучного и военно-прикладного назначения они широко используются при создании различного рода геологических карт, а также при решении международно-правовых проблем обоснования внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. [Всюду всё было выделено мной. - В.Л.] <...>

    * * *

      
    А сейчас я приведу историю проведения той же гравиметрической съёмки по разработанной мной методике на дрейфующих льдах Советских арктических морей, изложенную в статье:
       12 октября 2012 года ФГУ НПП "Полярная морская геологоразведочная экспедиция" отмечает 50-летний юбилей!
       (На сайте "Полярная морская геологоразведочная экспедиция" http://www.pmge.ru/index.php?id=1&lang=RUS в разделе Новости).
      
       В юбилейный год, оглядываясь на пройденный путь и оценивая результаты работ Полярной морской геологоразведочной экспедиции, нельзя не вспомнить исследователей и руководителей, стоявших у истоков создания экспедиции и возглавлявших её деятельность на разных этапах поисков и открытий.
          Это руководитель геологической службы Министерства геологии член корреспондент Академии наук В.В. Федынский, по инициативе которого была создана экспедиция, её организаторы и многолетние научные руководители - директор НИИГА Б.В. Ткаченко, начальник отдела геофизики Р.М. Деменицкая и её заместитель А.М. Карасик. [Выделено мной. - В.Л.]
      
       Конец цитаты. Далее идёт перечисление достижений и успехов ПМГРЭ при проведении геофизических работ в Антарктиде и Тихом и Атлантическом океанах.
      
       Начальные 7-8 лет Полярной экспедиции, когда она называлась не Морская Геологоразведочная Экспедиция, а Полярная Высокоширотная Воздушная Геофизическая экспедиция (ПВВГЭ), в этой парадной статье, наполненной выражением благодарностей вышестоящим товарищам и организациям (эти благодарности работникам министерства я упустил, так как они к первому периоду работы ПВВГЭ отношения не имели), отражены, мягко выражаясь, недостаточно полно, а то и ошибочно. В частности, уважаемый мной А.М. Карасик никогда не являлся ни её организатором, ни научным руководителем, каковыми, как справедливо сказано в статье, являлись руководитель геофизической (а не геологической) службы Министерства геологии В.В. Федынский, директор НИИГА Б.В. Ткаченко, и начальник отдела геофизики Р.М. Деменицкая. Справедливо также отмечено в статье, что "Ну и конечно, надо вспомнить, что Полярная экспедиция родилась в недрах НИИГА, пережила несколько структурных преобразований в период вхождения её в объединение "Севмогеология", которое много лет возглавлял выдающийся ученый и организатор, академик РАН Грамберг И.С.". Но справедливости ради надо сказать также, что Игорь Сергеевич стал возглавлять Объединение НИИГА-Севморгеология в 1972 году, то есть через 10 лет после организации Полярной экспедиции и после окончания съёмки Советских арктических морей. А до этого он занимался своей любимой стратиграфией Восточной Сибири и не имел к рождению экспедиции никакого отношения. (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/zarozhdenie.shtml).
      
      

    0x01 graphic

    Ткаченко, как раб на галере в Чукотском море, крутит лебёдку сейсмической косы, чтобы приобщиться к работе на льдине и заработать себе на обед (без выпивки) на дрейфующей базе. 1965 г.

       А вот другие коммунисты - Деменицкая, Карасик, Грамберг - и близко не лежали.
      
       Приведу ещё одну цитату:
      
      

    РОССИЙСКИЕ ПОЛЯРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК N 1 (11) 2013 г

    ISSN 2218-5321 (http://www.aari.ru/misc/publicat/sources/RPR-11.pdf ).

      
      

    ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ

    "ПОЛЯРНАЯ МОРСКАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ" - 50 ЛЕТ.

    ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ ФГУНПП "ПМГРЭ" ВЛАДИМИРОМ ДМИТРИЕВИЧЕМ КРЮКОВЫМ

      
       Владимир Дмитриевич, в прошлом году исполнилось 50 лет организации, которую Вы возглавляете. Какие задачи были поставлены перед экспедицией, и что бы Вы выделили в ее деятельности?
       Действительно, в августе 2012 г. исполнилось 50 лет Федеральному государственному предприятию "Полярная морская геологоразведочная экспедиция". [Опять таки - не было в 1962 Полярной морской геологоразведочной экспедиции, даже слов таких, как "Федеральное Государственное Унитарное Предприятие" и в заводе не было! - В.Л.]. За свою полувековую историю экспедиция из узкоспециализированной организации выросла в современнейшее морское геолого-геофизическое предприятие мирового уровня, выполняющее многофункциональные геологоразведочные работы в Арктике, Мировом океане и Антарктике.
       Мы гордимся этой датой, потому что не каждая организация в ранге экспедиции просуществует до 50 лет, да еще работающая в экстремальных условиях от Северного до Южного полюсов и в Мировом океане. Для выполнения такой работы, как показала жизнь, требовались не только самоотверженность и высокий профессионализм, но и известное мужество, поскольку проведение геофизических съемок на дрейфующих льдах связано с риском посадки самолетов в самых непредсказуемых ситуациях. Надо было не бояться сурового климата: постоянных морозов, ветра в лицо и других лишений, с которыми связана работа в Центральной Арктике и в Антарктиде. [К этой фразе никаких претензий нет, чистая правда. - В.Л.]
       Основной задачей предприятия на начальном этапе деятельности было геолого-геофизическое изучение арктической полярной области Земли для оборонных
       нужд и оценки перспективности акваторий Северного Ледовитого океана, арктических морей и островов на обнаружение полезных ископаемых, в первую оче-
       редь - нефти и газа. <...>
      
       Конец цитаты.
      
       Как видите, военные гидрографы о геофизических исследованиях в центральной части Северного Ледовитого океана рассказали довольно подробно, с перечислением массы фамилий военных моряков и некоторых штатских, а в нашей урождённой НИИГАвской ПМГРЭ, исчислявшей своё 50-летие с момента создания Полярной Высокоширотной Воздушной (в ту пору ещё не Морской!) Геофизической Экспедиции, забыли рассказать о первых 7 годах "своей" экспедиции! И самое главное - ещё раз повторю замечательные слова Раисы Михайловны Деменицкой, приведённые в самом начале в эпиграфе: "...настало время подвести итоги замечательных работ экспедиции и с несколько иных позиций, а именно, отразить в них Человека, показать роль человеческого фактора. Именно человек, нередко в самых сложных организационно-технических ситуациях и тяжелейших природных условиях обеспечивал успех этих работ." [Выделено мной. -- В. Л.]. Человеческий фактор в приведённых цитатах о 50-летии экспедиции не отражён.
       Поэтому я, как один из немногих остающихся в живых свидетелей её создания и первого десятилетия существования в качестве ПВВГЭ, попытался внести свою лепту в её историю, начиная с первых дней её сотворения, в этой статье и во многих других моих документальных историях. Через нашу экспедицию за этот период прошло несколько сотен человек, включая временных сотрудников - рабочих и авиаторов. И хоть бы кто из них что-нибудь написал об этом! Я многократно уговаривал моих ближайших друзей - Колю Третьякова, Борю Генина и других - написать свои воспоминания о многих героических эпизодах, в которых они участвовали - и ни гу-гу!
      
      

       0x01 graphic
    Старые пердуны - Боря Генин (справа) и я - Санкт-Петербург, июнь 1913. Снимок со Скайпа.

    0x01 graphic
       Коля Третьяков, 2008 год. Тогда ещё живой. Он всегда был моей правой рукой.
      
       Когда Борю сейчас по-пьянке удаётся раскочегарить - он выдаёт такие полярные пенки, что только глазами шаришь - где бы найти магнитофон! А записать ему самому на компьютере эти пенки - ни за какие полярные надбавки! Вот так и все!
      
       И если бы не мои писания - о многолетней работе Полярной экспедиции на дрейфующих льдах остались бы только несколько строчек, приведённых выше в юбилейных статьях ПМГРЭ. Слава Богу - Валя Мошкович опубликовал два коротких фильма о нашей работе - "Здравствуй, Арктика!" и "Под нами Чукотское море" (http://www.rgo-sib.ru/expedition/112.htm). Посмотрите!
      
       ...Недавно я обратился к дочери Севы Голубенцева (см. "Дрейфующая Америка" http://www.polarpost.ru/Library/Litinskiy/main-drifingamerika.html), отважного Полярника, прислать мне его какие-нибудь экспедиционные фотографии, чтобы я мог навечно зафиксировать его светлый лик в интернете - нет ответа... Вот кто бы разыскал родственников покойного Юры Черненкова, провалившегося в узкую трещину 100-метровой глубины в леднике на арктическом острове, не выпуская из судорожно сжатых кулаков ручку гравиметра, попросил у них его фотографии - у меня ждёт очереди (Иншалла!) документальная история о его спасении из трещины отрядом Андрея Орлова-покойника...
      
       В связи со всем вышеизложенным - мой совет дирекции НИИГА-ВНИИОкеангеологии: ребята, дайте команду кому-то из наших старых сотрудников-геофизиков, если кто из них ещё живой, написать подробную историю геофизической съёмки арктических морей на основе рассекреченных отчётов Полярной экспедиции (к которым я по известной вам причине был лишён доступа). Я не участвовал в съёмке западных советских морей (Карского и Баренцева) и их островов (ну, за исключением известной вам Байдарацкой губы Карского моря), на защиту отчётов о их съёмке не допускался, поэтому об этой работе ничего рассказать не могу, кроме потрясающего случая со спасением Юры Черненкова из 100-метровой трещины, от которого лично и от начальника отряда Андрея Орлова - первоисточников - слушал эту историю. Естественно, этот случай не нашёл никакого упоминания в отчётах Полярной экспедиции (секрет!). Если бы я тогда руководил экспедицией - я бы обязательно описал это в отчёте - это же героическая история!
       Я рекомендую дирекции дать команду на написание истории Полярной Высокоширотной Воздушной Геофизической Экспедиции с обязательным перечислением всех сотрудников, которые принимали участие в этой грандиозной работе, как это сделали военно-морские гидрографы ГУНиО ВМФ, желательно с их фотографиями. Для этого запросите потомков уже ушедших в свой последний рейс Полярников прислать вам их фотографии. Пусть этот человек, которому вы поручите эту исследовательскую работу, напишет подробную документальную историю с приложением карт с границами съёмок по годам. Ведь сейчас, когда шельф Арктики становится одним из важнейших притягательных объектов на Земле, доказательством принадлежности её акваторий той или иной стране будут служить не только спорные геологические и геоморфологические данные ("Ооткуда есть пошёл подводный хребет Ломоносова" - мы говорим, что от острова Котельный Новосибирских островов, датчане отстаивают, что от Гренландии, а канадцы зациклились, что ващще от ихнего острова Элсмир), но и те бесспорные усилия, которые приложила каждая страна для изучения данной акватории. А уж мы, россияне, приложили этих усилий для исследования наших шельфовых морей и островов неизмеримо больше, чем кто бы то ни было из других стран в своих секторах.
       Если Жора (Георгий Паруйрович) Аветисов, наш главный арктический историк, по какой-либо причине не возьмётся за эту работу - рекомендую двух прилежных и ответственных девочек - Любочку Харитонову и Наденьку Евдокимову. (Ну, правда, теперь они уже бабушки). Они это сделают в лучшем виде. А без этого в истории освоения советских арктических морей останутся только Ткаченко, Грамберг, Деменицкая, Карасик и куча работников Министерства природных ресурсов, помогавших становлению Полярной морской геологоразведочной экспедиции, когда эти арктические моря уже были изучены...
      
      

    0x01 graphic

    ... Редеет круг старых Полярников, многие уже ушли далеко-далеко... Вот немногие из оставшихся (Санкт-Петербург, 2008 год):

       Сидят - Ниночка Ласточкина (геофизик) и Люсенька Кузмина (геодезист, отважная дрейфунья, которая в древности на дрейфующей льдине наганом белых медведей разгоняла, см её фото в этом тексте). Стоят: Фирочка Коган (сейсмик, НИИГАпница, но не Полярница, а жена Алика Когана, крайнего справа); Коля Ржевский (геофизик, одно время начальник Полярной экспедиции, а сейчас к тому же и писатель); Женечка Третьякова (старший техник-картограф, жена Коли Третьякова, который положил руку на её плечо, Полярница, на арктических островах много камералила); Коля Третьяков (мой друг и правая рука всегда и везде, но сейчас уже покойный); Мария Владимировна Лебедева (НИИГАпница, но не Полярница, а жена Володи Шимараева, который стоит справа от неё); Володя Шимараев - начальник лётного отряда - утопленец, и одно время тоже начальник Полярной экспедиции. Крайний справа - Алик (Альберт) Коган (сейсмик), Полярник - печати ставить некуда, был одно время главным геофизиком этой экспедиции. Специально, чтобы сфотографироваться, он прилетел из Германии, где они с Фирой живут теперь постоянно. А меня на этой достопамятной фотке нет - жутко обидно, ночами плачу - я улетел из Ленинграда за пару недель до этой фото-сессии! Обидно, Зин!
      
       Н.Н. Ржевский - единственный среди нас настоящий фирменный писатель, член Международной Федерации Русских Писателей (www.rzhevsky.net), но не докуистец. Он начал писать свои художественные рассказы о Полярной экспедиции без моих уговоров, а только по призыву своего сердца. Коля писал художественные рассказы на основе действительных случаев, но позволял себе отступать от строгой истины, иногда довольно далеко, не приводя поэтому фамилий своих героев. То есть его произведения действительно отвечают определению слова байка. (См. в "Жировиане" мою дискуссию с ним об отличии документальной истории от художественного рассказе на ту же тему).
      
      

    * * *

      
       И напоследок: Фотография о моём посещении Полярной Морской Геологоразведочной Экспедиции в Ломоносове в июне 1913 г.
      

      

       0x01 graphic
       Я подарил Музею истории экспедиции мой любимый памятный сувенир - обломок винта самолёта Ан-2, затонувшего 13 апреля 1966 г. в Чукотском море. Директор и хранитель музея Борис Владимирович Малин указывает пальцем на фотографию затонувшего самолёта (она была приведена выше). В альбоме, на который указывает Малин, почти все фотографии - мои. Справа от меня - большая фотография начальника ПМГРЭ - Владимира Дмитриевича Крюкова. А под ним слева - А.П. Витязев.
      
      

    0x01 graphic

       Этот сувенир в 1966 году подарил мне Коля Третьяков, принимавший участие в сложной и очень опасной операции по спасению экипажа самолёта и отряда Володи Шимараева (всего 10 человек). Когда я эмигрировал, я не мог взять с собой в Америку этот сувенир, потому как госсекрет - не утоплялись у нас самолёты, выполнявшие совсекретную съёмку в арктических морях! И я его перед отъездом в Пиндосию передал обратно Коле, а потом, приехав в СПб, получил снова. Конечно, этому артефакту место в музее Полярной экспедиции! (Сам-то я в любой момент могу копыта откинуть, на что уж этот винт мне, пусть народ пользуется). Я уже упоминал, что у меня есть дневник Коли с подробным описанием операции по спасению утопленцев. Так что ждите очередную документальную историю с фотографиями (Иншалла)!
      
       Ну, ладно, фиг с вами - раз уж вам так нравятся мои фотокарточки, то вот вам ещё парочка, любуйтесь, девушки!
      
      
       0x01 graphic
    0x01 graphic
      
       Верхнее фото - я и карабин вблизи Северного полюса. Дрейфующая база экспедиции ВВЭ Север-14, апрель 1962 года. Нижнее фото - те же, но через пол-сотни лет на широте 390 с.ш. Мой дом, Денвер, Колорадо, август 2014.
      
       А карабинчик, промежду прочим, такой же самый! Мосина три линии, или 7.62 мм по нашему, 1942 года. Промежду прочим скажу, что $79.99 в магазине "Big 5 Sporting Goods" за него плачено, не хухры-мухры! А вот калаша АК-47 я покупать не буду - при нас он был секретным оружием, и я его никогда в руках не держал. Нету у меня по нему ностальгии, ни одного оленя из калаша я не подстрелил, а вот из Мосинского карабина - вагон и дрезина за три сезона на Новосибирсих островах. Поэтому покупать я калаша не буду, и не уговаривайте. Тем более, что за него 800 долларей спрашивают. Тюфу ты, это много-много лет тому назад он столько стоил, а сейчас, дочка Таня сказаля - $1200. Ох, жизнь дорожает, а женщины всё детей рожают! И чего они рожают, если жизнь так дорожает?! Моя вся американская пенсия $850. Ну, правда, на жратву ещё $185 дают - фудстемпы называется, хотя эта самая обычная кредитная карта, но только на продукты. Вот только спиртное на эту карту купить нельзя - с этим тут строго. Ну, там медицина вся бесплатная. Ну, в дед-садик по средам пятницам хожу (в смысле, возят мення). Ну, там обжираловка двухразовая, ресторан "Националь" (наш, русский) поставляет (вкусно - зашибись!), и с собой ещё дают - холодильник у меня ломится. Спасибо товарищу Ста... тьфу ты, Обаме! - за наше счастливое дедство! (Промежду прочим, материальчик на этот дед-садик собираю, как эти пиндосы-жидо-масоны российских и украинских стариков гробят путём закармливания).
       А вот за стольник калаш я бы ещё купил. Ну, хрен с вами, давайте за две сотни, возьму.
      
       За моей спиной на верхней картинке - ледяной торос, а на нижней - натуралная русская берёзка, чтобы, когда ностальгия одолеет, было к кому припасть, обнять и заплакать. Но я русский офицер (помните - старший лейтенант запаса), внук, правнук и пра-пра-правнук русских офицеров (папаша, правда, подкачал - стал австро-венгерским офицером, ну, с кем не случается), так что плакать мне по чину не положено. (Открою вам секрет - в Колорадо берёзы не растут - только осины. Может это высота влияет (Денвер - "Город высотой с милю" (1609 м). А перед моим домом - пожалуйста! Во всём Денвере - только у меня! Боженька - он не фраер! Знает, кому тут дать русскую берёзку, чтобы хоть раз в 10 лет понастальгировать и припасть к корням!).
       Ну, ладно.
      
       До свидания, если Боженька позволит! Будьте здоровы и счастливы!
      
       Ваш Вадим.
      
       P.S.: Кто хочет посмотреть на меня и послушать мои рассказы живьём, идите сюда на Ю-Тюб: https://www.youtube.com/results?search_query=vadim+litinsky, и будет вам счастье! Только не забудьте смотреть меня по порядку: 1. Начало, 2. Продолжение,
       3. Продолжение, и так далее.
      
       P.P.S.: Да, самое главное чуть не забыл: God save the Arctic! God save peace in the Arctic, please!
       Или лучше на Великом и Могучем: Боженька, спаси и помилуй Арктику! Боженька, сохрани мир в Арктике, будь ласка!
      
      
    P.P.P.S: Извините, ребята, кто всё-таки дополз до этого места, что вас так задерживаю. Дело в том, что я вчера посмотрел фильм "Три капитана" - про арктические неудачные походы 100 лет тому назад лейтенантов Георгия Седова, Георгия Брусилова и геолога Владимира Русанова. Все трое погибли, как и многие участники их экспедиций. Это мы легко отделались в нашей Полярке - самолёты у нас утоплялись, один лопух в Чукотском море утоплялся, ещё один в узкую 100-метровую трещину во льду проваливался, но все, спасибо Боженьке-Который-Не-Фраер, остались живы-здоровы. Но сейчас я не об этом хочу сказать. А о том, что в этом фильме показаны наши бывшие арктические посёлки... Ребята - гаси лампу и сливай воду! Ужасть - до чего докатилась советская власть! До чего дошли стальные большевики под напором пиндосов-жидо-масонов и мировой закулисы! Это ужас! В Усть-Каре двухэтажную гостиницу спалили! На Амдерму смотреть страшно! На Земле Франца и Иосифа - ой, ёченьки!... А у нас в Темпе на Котельном - ребята, нет слов!... А как пустыми бочками всю экологию засрали (а вот мы, например, с ледовых баз всё подчистую на материк увозили, так что медведи к нам без претензий). Мать-тиас Ракоши! Глаза бы мои не смотрели!... Но вам, кто в Арктике не бывал - очченно рекомендую посмотреть! Значит, так. Наберёте в Гугле (или в любой другой поисковой системе, кто к чему привык) только два слова - "три капитана". И будет вам счастье!
    Ну, всё, пока. Даже если ко мне взбредёт ещё хоть одна кон-гениальная мысля, больше уже ничего добавлять не буду. Пока-пока! Инджойте лайфой (пока дают)!
    Вадим. 23 августа.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 18/03/2015. 35k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка