Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Роскошный Антверпен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 8, последний от 04/05/2024.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2018. 44k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  • Иллюстрации: 103 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Каждое мое посещение Антверпена оставляло впечатление роскоши. Это впечатление могло начинаться с вокзала, построенного в ХХ веке, или с набережной Шельды, широкой реки, без единого моста, которая кажется неохватной, или с главной улицы Меир, или с памятника всемирно известного художника, здесь творившего, или с церквей, каждая из которых представляет собой шедевр, или с алмазного квартала с его ослепительными витринами. Город богатый, удобно расположенный в устье Шельды, где все создано для развития судоходства (отсюда отсутствие мостов) и торговли.
      
       Само название Антверпен говорит о значении Шельды и торговых связей города. По легенде мифический великан Дрюоне Антигоне брал плату со всех, кто пересекал Шельду. У тех, кто отказывался платить, он отрывал руку и бросал её в воду. Римский воин по имени Сильвиус Брабо одолел великана, отрубил ему руку и выбросил в Шельду. Отсюда произошло название города - "Hand werpen" - что значит "бросать руку". Своей победой Брабо обеспечил возможность беспрепятственно плавать по Шельде. С XIV века Антверпен входит в Ганзейский союз. Легенда о Брабо воплощена в памятнике на главной площади города напротив Ратуши.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Фонтан Брабо расположен перед ратушей Антверпена на центральной площади Гроте Маркт. Ратуша в стиле ренессанс была построена в 1561-65 годах. Это было одно из первых зданий в этом стиле в северной Европе. Ее роскошное оформление относится к периоду процветания города, тогда - торговой столицы Европы. Фасад украшен геральдическими символами антверпенских маркграфов, испанских Габсбургов и герцогов Брабанта. Во время осады Антверпена испанцами ратуша выгорела дотла. В лучшие времена ХIХ века Ратуша, включая интерьеры, была восстановлена.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Дома гильдий, окружающие рыночную площадь. Их возраст около пятисот лет. Украшения домов обозначают принадлежность к той или иной гильдии. Часть из этих домов была уничтожена пожаром и позднее реконструирована.
      
       0x01 graphic
      
       В центре города всюду видна северная колокольня кафедрального собора Антверпенской Божьей Матери (Onze-Lieve-Vrouwekatedraal), занесённая по своим архитектурным достоинствам и историческому значению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
      
       0x01 graphic
      
       В конце улицы Meir находится скульптура "Рука". Её изваял в 1986 году французский скульптор Анри де Миллер ( Henri de Miller).  В центре Антверпена "Рука" или "Ладонь Дрюоне Антигоне" появилась в 1992-м году, когда город готовился на целый год стать культурной столицей Европы.  Скульптура символизирует открытость и гостеприимство Антверпена, а заодно напоминает о легенде об обрубленной руке великана и названии города.
      
       0x01 graphic
      
       В наш коммерческий век название города обыгрывается в каменном воплощении, в кондитерских изделиях, в уличных знаках. Можно купить знаменитую руку в шоколадном воплощении.
      
    Характерным сооружением Антверпена является Дом гильдии мясников, построенный в начале XVI столетия. Он расположен вблизи набережной Шельды. На первом этаже члены гильдии вели торговлю мясом, в верхних этажах располагались помещения для торжеств, деловых советов. Ныне здесь находится музей истории, археологии и прикладных искусств. Построенный из каменных блоков и кирпича дом внешне напоминает бекон.
      
       0x01 graphic
      
       Дом гильдии мясников.
      
       0x01 graphic
      
       Культурный слой, вскрытый вокруг здания гильдии мясников.
      
       В исторические времена "великан Дрюоне Антигоне" вновь предстал в жизни города в виде испанской оккупации, наступившей после четырнадцатимесячной осады в 1585 году. По Мюнстерскому миру берега Шельды стали принадлежать Нидерландской республике, а город Антверпен продолжал быть испанским владением. Это означало отделение Антверпена от моря и закрытие транзитного судоходства по Шельде. Город пережил экономическую стагнацию. Возрождение его началось с приходом к власти Наполеона. Он объявил Антверпен первым военным портом на севере Франции и стал оснащать его верфями, доками, углублять русло для прохода крупных судов. Сейчас Антверпен входит в двадцатку крупнейших портов мира и является вторым в Европе после Роттердама.
      
       0x01 graphic
      
       Вид на центральную часть порта Антверпена.
      
       Несмотря на периоды снижения экономической значимости Антверпена, он всегда оставался важнейшим культурным и художественным центром. На включение его в состав своих владений претендовали Северные Нидерланды (Голландское королевство), Франция, Англия, Германия (оккупация по время Первой мировой войны). Начиная с момента образования Бельгии, как самостоятельного государства, Антверпен вошел в ее состав.
      
       Основание Антверпена восходит в VIII век. Самым старым строением города является замок Стен на берегу Шельды. Он построен для защиты границы между Лотарингией и Францией. Замок расположен на косе, где находилась верфь. Только к XII-XIII векам были построены каменные стены и ворота крепости. В XVI столетии по указанию императора Карла V Стен был коренным образом перестроен. В XIX веке берег около замка был расчищен, крепость была достроена новоготическим крылом. За свою длинную историю Стен служил крепостью, тюрьмой, музеем судоходства. Сейчас многие экспонаты этого музея перенесены в новый музей МАС, на территорию гавани, ниже по течению Шельды.
      
       0x01 graphic
       Замок Стен украшает набережную Шельды. Он был построен в XIII веке и позволял контролировать реку Шельда, на которой и был возведен. В период между 1303 и 1827 гг. использовался в качестве тюрьмы. В настоящее время в замке расположен Национальный музей мореплавания.
       0x01 graphic
      
       Набережная реки Шельды напротив замка Стен.
      
       Возможно здесь, в 1911 году гулял по набережной реки Шельды знаменитый русский поэт "Серебряного века" Александр Блок. Поэт писал тогда своей матери: "Антверпен - он удивителен: огромная, как Нева, Шельда, тучи кораблей, доки, подъёмные краны, лесистые дали, запах моря, масса церквей, старые дома, фонтаны, башни..." Блок посвятил этому городу стихотворение "Антверпен", где есть такие строчки:
      
       "Пусть это время далеко,
       Антверпен! -- И за морем крови
       Ты памятен мне глубоко...
       Речной туман ползет с верховий
       Широкой, как Нева, Эско.
      
       И над спокойною рекой
       В тумане теплом и глубоком,
       Как взор фламандки молодой,
       Нет счета мачтам, верфям, докам,
       И пахнет снастью и смолой."...
      
       Название реки Шельда на валлонском языке Эско (Esco).
      
       0x01 graphic
      
       Верфи для малых судов около замка Стен.
      
       0x01 graphic
      
       Русло реки Шельды в пределах городской черты города Антверпена.
      
       Полноводная широкая река относительно близко от впадения в Северное море всегда была большой проблемой для развития городской инфраструктуры Антверпена и поддержания его роли в Ганзейском Союзе. Я уже писала об отказе от строительства мостов в городе, препятствующих судоходству. Развитие города на другом берегу Шельды поддерживалось паромными переправами. В ХХ веке задумались над строительством туннелей под Шельдой. Пешеходный туннель св. Анны длиной более полукилометра глубиной 37 метров был построен в 1933 году. Технической новинкой в строительстве был деревянный эскалатор, действующий до сих пор.
      
       В 1969 году была построена полноценная транспортная система, состоящая из одного железнодорожного, двух параллельных автомобильных туннелей для встречного движения и туннеля для велосипедистов и мотороллеров. Эта транспортная система была названа в честь президента США Джона Ф. Кеннеди. Длина каждого туннеля составляла 590 метров, глубина 15 метров ниже уровня моря.
      
       О принадлежности Антверпена к Ганзейскому союзу напоминает дом Ганза.
      
       0x01 graphic
      
       Одна из достопримечательностей города - Дом Ганза.
      
       0x01 graphic
      
       На фронтоне дома по обе стороны от входа в магазин "Рубенс" установлены две женские фигуры. Это аллегории рек Шельды и Эльбы. Другие реки представлены симметрично с другой стороны дома.
       Ещё одна интересная достопримечательность. Это музей MAS, построенный на месте заброшенного дока, открытый для посещения в 2011 году после пятилетнего строительства. Аббревиатура MAS расшифровывается как "Museum aan de Stroom", что означает музей на реке (потоке).
       0x01 graphic
       В музее MAS, помимо художественных экспозиций, находится музей пароходства, археологические находки, ювелирные изделия и другие. Помимо постоянных выставок, проводятся временные. Здание музея имеет интересный дизайн. Его стены сделаны из волнообразного стекла, причудливо отражающего окружение. Со смотровой площадки открывается весь Антверпен, порт и панорама реки.
       В значительной мере лицо Антверпена определяют его церкви. Самое знаменитое церковное сооружение - кафедральный собор Богоматери. Его начали строить в XIV веке, закончили в XVI веке. Строительство велось в течение 250 лет, но до сих пор не считается законченным. Фасад собора должны были украшать две симметричные башни. Однако южная башня не достроена и доведена только до половины высоты северной. Северная башня-колокольня собора видна отовсюду. Ее высота 123 метра. Собор - самое большое церковное здание Бельгии в готическом стиле. Его строили несколько поколений архитекторов. Каждый из них вносил новые элементы, соответствующие достижениям времени.
      
       Кафедральный собор Антверпена входит в число соборов с асимметричным фасадом. К ним относятся также соборы Страсбурга, Кракова, Мехелина и др. Причиной такого недостроя часто становились недостаточно прочные грунты, а, иногда, просто нехватка денег.
      
       Колокольня собора Антверпена, она же беффруа - символ независимости города, имеет карильон с сорока колоколами. В соборе существуют два органа. Одному из них уже 130 лет. К службам всегда привлекались лучшие органисты. Начиная с XIV века, в соборе существует хор. Затем был основан хор мальчиков. Сейчас существуют три хора - хор взрослых певцов, хор мальчиков и хор девочек.
      
       Интерьер собора украшали самые знаменитые мастера своими лучшими произведениями. Однако далеко не все эти работы сохранились. Пожары и религиозно-политические течения - иконоборчество, реформация, разрушительная активность кальвинистов привели к утрате многих произведений живописи, скульптуры, витражей. Осквернены многие захоронения и святыни. Присутствие французских войск во время Наполеоновских войн еще раз разорило собор - многие произведения искусств были вывезены во Францию.
      
       0x01 graphic
      
       Так выглядит собор Богоматери со стороны Зелёной площади (Грюнеплац).
      
       Алтарь собора украшают три знаменитые работы Рубенса - Вознесение девы Марии, Распятие и Снятие с креста. Две из них были возвращены в собор из Франции только в XIX веке.
      
       0x01 graphic
      
       Рубенс. Триптих "Водружение креста".
      
       0x01 graphic
      
       Рубенс. Триптих "Снятие с креста".
      
       0x01 graphic
      
       Рубенс. "Вознесение Девы Марии". Пиршество красок, динамичность поз, драматургия сюжетов.
      
       Художественное лицо Антверпена определили великие художники здесь родившиеся и жившие. Они были членами гильдии художников св. Луки. Это Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Питер Брейгель Младший (1564/65 - 1636), Ван Дейк (1599 - 1641), Франс Снейдерс (1579 - 1657), Якоб Йорданс (1593 - 1678). Это - знаменитая фламандская школа живописи XVI-XVII веков. Крупный формат картин, полнокровные, выразительные персонажи, яркие краски, напряженные, эмоциональные, динамичные сюжеты. Пиршество жизни, даже в трагических ситуациях. Эта роскошь барокко определила стиль Антверпена его, бросающуюся в глаза, роскошность.
      
       Украшением города стали более поздние памятники трем художникам, наиболее ярко выразившим свой город. К ним относятся, прежде всего, Рубенс, Йорданс и Ван Дейк. Слышала, что в Антверпене существует запрет ставить памятники политическим деятелям. Не знаю, какова для этого мотивация, но амбивалентность политики часто приводит к переоценке ее достижений с течением времени. Недаром шутят, "разрушая памятники, оставляйте пьедесталы". В Антверпене существует памятник Петру Великому, выполненный российским скульптором. Однако для антверпенцев наш Пётр - экзотический, экстравагантный гость, а не вождь и учитель. Уверена, что памятники великим художникам и строителям города будут стоять вечно.
      
       0x01 graphic
      
       Памятник великому фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу на Зелёной площади Антверпена. Памятник установлен в 1843 году и приурочен к 200-летию смерти художника. Рубенс прожил в Антверпене большую часть своей жизни. Автор скульпторы - бельгиец Гийом (Виллем) Гефс (1805--1883). Памятник расположен на фоне кафедрального собора.
      
       0x01 graphic
      
       Памятник Якобу Йордансу, ученику и последователю Рубенса. Его создал бельгийским скульптор Жюль Печер в 1880 году.
      
       0x01 graphic
      
       Памятник Антуану ван Дейку. Авторство принадлежит скульптору Леонарду Кюйперу. На этом месте памятник установлен в 1992 году. Первоначально (1856 год) памятник стоял перед Академией изящных искусств. Но в ХХ веке ван Дейк изрядно "попутешествовал". Его четыре раза переносили из одного места города в другое.  В связи с этим, острые на язык горожане, предложили поставить этот памятник на колесики.
      
       Сохранился дом Рубенса, который он построил по собственному проекту. Это тоже памятник эпохе, выражение эстетики фламандского барокко. В нем присутствуют традиции итальянской архитектуры, равно, как фламандская живопись впитала в себя традиции итальянской школы, в частности, стиль Караваджо.
      
       0x01 graphic
      
       Фасад дома-музея П. Рубенса. Вход в дом - музей через двор.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
       Фрагменты внутреннего дворика дома-музея П. Рубенса.
       0x01 graphic
       Сектор круглого мраморного зала. Всюду бюсты героев, философов, поэтов.
       Украшение жилых помещений - картины, портреты, посуда, мебель. Среди них картины Рубенса, Ван Дейка и Йорданса.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Антуан Ван Дейк. Портрет епископа.
       0x01 graphic
       Автопортрет Йорданса.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Автопортрет Ван Дейка.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Патрицианский дом с произведениями искусств, живописью, предметами быта времени Рубенса.
       И еще один деятель, современник Рубенса, член гильдии св. Луки - печатник Христофор Плантен. Дом-музей Плантена - Моретуса это тоже образец традиции XVI века жителя аристократического Антверпена. Во времена своего основания дом Плантена был местом встреч гуманистов, просветителей, творческих людей Антверпена. Плантен основал одну из первых в Нидерландах типографию промышленного типа, способную широко тиражировать печатные издания.
       Этот музей рассказывает об истории печатного ремесла с пятнадцатого по восемнадцатый век. Полностью оборудованная типография имеет старейшие печатные станки в мире (1600-х годов). В этом доме можно увидеть залы, украшенные гобеленами, позолоченной кожей, картинами (в том числе Рубенса), скульптурами, керамикой и фарфором. Музей назван в честь Христофора Плантена и Яна Моретуса, первых в мире типографов и издателей промышленного масштаба. Издательство "Плантен Пресс" (Plantin Press), основанное Христофором Плантеном в XVI веке, было самым крупным печатным издательством во всей Европе. В 2005 году музей Плантена - Моретуса признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
       0x01 graphic
       Фасад дома Плантена - Моретуса
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Внутренний дворик и его убранство.
       0x01 graphic
       Винтовая лестница и плафон над ней.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Убранство библиотеки на фоне кожаных обоев с золотым тиснением.
       0x01 graphic
       Плантен принял девиз "labore et constantia" (трудом и постоянством) с изображением руки, которая держит циркуль. Рука творца.
       0x01 graphic
       А это копия картины Рубенса "Неверие св. Фомы".
       0x01 graphic
       Библиотека особняка Плантена с бюстами великих.
       Богатое убранство комнат аристократического дома соседствует с производственными помещениями , которые образуют музей полиграфического дела.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Оснащение одной из первых типографий. Наборы шрифтов и переплетный станок.
       Город отдает дань своим согражданам, простым рабочим, чьими руками достигалось процветание Антверпена.
       0x01 graphic
      
       Скульптура рабочего - созидателя был открыта 4 сентября 1950 года вблизи городской Ратуши. Это мужественная фигура, с особым защитным покрытием головы. Автор этой скульпторы Константин Менье. Он специализировался на создании скульптурных портретов людей труда. Все его работы показывают независимых, гордых людей, творцов всего, что нас окружает. Докер, портовый рабочий, который продолжал работать во время авиационных налётов, символ стойкости рабочего класса. Фигура развернута в сторону Шельды. Работа и свобода - девиз этого человека.
      
       0x01 graphic
      
       Еще один памятник - дань труду рабочих, строивших собор Антверпенский Богоматери.
      
       Антверпен населен скульптурами, посвященными фольклорным персонажам. О фонтане Брабо я уже говорила. Эти памятники придают городу оживленность, народность, доступность детям, взрослым, людям любых национальностей и различных интересов. Таков Долговязый Ваппер.
      
       0x01 graphic
      
       С 1963 года перед входом в замок Стен стоит памятник Долговязому Вапперу, персонажу антверпенского фольклора, который, превращаясь то в карлика, то в великана, пугал непослушных детей и сбившихся с дороги пьяниц.
      
       Современный памятник литературным персонажам Нелло и Патрашу. Их придумала и описала в романе "Фландрийский пес" Мария Луиза де ла Раме (псевдоним Уида). Жизнь бедного мальчика Нелло и его собаки Патраш. Мальчик хотел стать художником, с большим трудом проник под Рождество в собор Антверпена, чтобы посмотреть знаменитые картины. Там, перед картинами он и замерз вместе со своей собакой Патрашем. Книга очень популярна в Японии, по ней сняты несколько фильмов.
      
       0x01 graphic
       Нелло и Патраше.
      
       Недавно в городе появился "Озорник" - мальчик, который демонстрирует свое мягкое место, эпатируя благонравных граждан. Это несомненная реплика "Мальчику Пис".
      
       Еще один любимый антверпенцами персонаж Минерва. Статуя римской богини мудрости, возвышающаяся на южной террасе набережной Шельды. Это произведение создал итальянец Марчелло Маскерини (Mascherini).
      
       0x01 graphic
      
       Минерва олицетворяет божественную силу разума, изобретательности, человеческого духа. Эта скульптура появилась после Второй войны. По-видимому, она соотносится с существовавшим с 1897 года в Антверпене предприятием Минерва. Оно изготовляло сначала велосипеды, потом мотоциклы, потом автомашины элитного класса. Клиентами Минервы были короли и кинозвезды. Думаю, что Минерва на набережной Шельды - воспоминание об успехах и надежда на будущее жителей города.
         
       В XVI-XVII веках в Антверпене были построены несколько церквей в стилях поздней готики и барокко. Это церковь св. Николая, церковь св. Борромеуса, церковь св. Павла, церковь св. Якоба. В создании этих церквей принимали активное участие Рубенс, Йорданс, ван Дейк и все художники их школы. Работы этих мастеров можно видеть в интерьерах соборов.
      
       Интересна церковь св. Павла. Вход в нее проходит через сад Калвария (Голгофа). Это скульптурные изображения под открытым небом Страстей Господних, пережитых в Иерусалиме. Совершить паломничество в Святую Землю было достаточно трудно и опасно, поэтому возникла традиция создания копий Виа Долороза (Крестного пути). Посещение такой Голгофы позволяло получить индульгенцию. Во времена Реформации прекратили строить сады Калварии, но позднее возобновили.
      
       0x01 graphic
       Сад Голгофа был создан на месте древнего доминиканского кладбища братьями ван Кветги, которые были доминиканскими монахами. Его основание относят 1697 году. В 1734 году строительство Голгофы было завершено, но некоторые статуи добавлялись до 1747 года.
       В состав входят 63 статуи в натуральную величину и несколько рельефов. Большинство статуй создано из светлого песчаника. Некоторые из них датированы и подписаны. Статуи группируются в четыре композиции: путь ангела, который восходит к Гробу Господню, сад пророков, сад евангелистов и сама Голгофа. Голгофа изображена как гора из искусственного камня.
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
      
       Голгофа - искусственная гора с распятием на вершине.
      
       0x01 graphic
      
       Погребение Христа.
      
       0x01 graphic
      
       Группы скульптур сада Голгофа. Это гигантское произведение искусства выполнено в 1699 - 1747 годах. Последнее изображение "Грот" символизирует Гроб Господень в Иерусалиме.
      
       Интерьер церкви св. Павла это трехнефное пространство, светлое, украшенное колоннами, скульптурами апостолов, живописью, резной мебелью, алтарями.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Хор и главный алтарь с картиной "Снятие с креста" (Корнелиус Целс, 1807 г).
      
       0x01 graphic
      
       Церковный орган над входом в церковь. Он создан в 1658 году мастером Николасом ван Хаген. До сих пор считается одним из известнейших органов Европы.
      
       0x01 graphic
      
       Главный вход в церковь.
      
       Алтари церкви св. Павла.
      
       0x01 graphic
      
       Алтарь Розария ("Дева Мария с чётками") когда-то украшала живописная работа Караваджо "Мадонна розария". Она была куплена для этого алтаря, а потом была перепродана императору Иосифу II (можно ли отказать верховному правителю?). Сейчас она находится в Венском музее истории искусств. А в алтаре Розария находится копия работы Бернарда де Кертсмон.
      
       0x01 graphic
      
       Алтарь Святого Креста. Алтарная картина "Снятие с Креста" (Гаспар де Крайер, 1654).
      
       0x01 graphic
      
       Алтарь Сладкого имени. Алтарная картина "Диспут о святых дарах" - П.Рубенс (1609).
      
       В церкви св.Павла, как и в других храмах Антверпена, в оформлении интерьера можно видеть превосходные примеры художественной резьбы по дереву.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Резьба по дереву. Исповедальни, панели стен, мебель, кафедра.
       Работы лучших фламандских мастеров.
      
       0x01 graphic
      
       Живописные изображения "Мистерий розария". Среди авторов картин Рубенс, Йорданс, ван Дейк и другие мастера фламандской школы.
      
       На маленькой площади Италии два здания привлекают внимание. Это городская библиотека и церковь св. Борромео. Городскую библиотеку украшает памятник. Это Хендрик Консиенс (Hendrik Conscience, 1812-1883) - бельгийский писатель, автор романа "Лев Фландрии". Его называли "Человеком, научившим свой народ читать". Консиенс боролся за равноправие фламандского языка в новом государстве Бельгия. Памятник расположен в нише здания городской библиотеки.
      
       0x01 graphic
      
       Хендрик Консиенс, "человек, научивший свой народ читать".
       Церковь св. Борромео в стиле барокко с великолепным фасадом, построена в Антверпене орденом иезуитов между 1615 и 1621 годами. Строительные планы были разработаны братьями иезуитами Агилоном и Петром Хёйсенсом, а покровителем был назван святой Игнатий де Лойола, основатель ордена иезуитов. Но после роспуска ордена иезуитов в 1773 году, церковь в Антверпене получает нового покровителя святого Карла Борромео, епископа из Милана. В 1803 году она становится независимой приходской церковью. Чтобы не передавать церковь протестантам, католики объединились и выкупили церковь. Оформлением фасада, интерьера, живописью плафона занимался гениальный Питер Рубенс.
       0x01 graphic
       Церковь св. Карла Борромео.
        Интерьер церкви был спроектирован так, чтобы выглядеть как барочный банкетный зал, в преддверие встречи с Богом на небесах. Внутренние украшения дало повод называть церковь "мраморным храмом".
       18 июля 1718 года из-за попадания молнии 39 потолочных картин П.Рубенса сгорели. Часть мраморного оформления также была разрушена. Тем не менее, апсида главного алтаря и капеллы Марии были спасены и они свидетельствуют о прежнем великолепии церкви. Нынешний интерьер создавал Ян Петер ван Баурсхейт, который также построил кафедру и орган. Изваяния и резные элементы из дерева выполнены Ван Дер Вортом, Де Ноле и другими знаменитыми мастерами резьбы по дереву.
       Одна из особенностей церкви - заменяемость живописных картин над алтарем, в которой используется оригинальный старинный механизм. По мнению хранителей церкви, это придает алтарю динамичность, привлекает внимание посетителей, этакий прототип кино с четырьмя кадрами. Эти четыре картины заменяются в зависимости от характера службы.
       0x01 graphic
      
       Интерьер центрального нефа церкви - вид в сторону алтаря. Алтарные картины кисти Рубенса были вывезены в Вену в период австрийского господства (на этот раз по настоянию императрицы Марии Терезии), так что здесь, в Антверпене, можно видеть только копии.
       0x01 graphic
      
       Вход в церковь. Орган.
      
       0x01 graphic
      
       Главный алтарь воспринимается как грандиозная театральная декорация со сменными алтарными картинами.
      
       0x01 graphic
      
       Капелла св. Марии. В её создании также принимал участие Рубенс. Работы по мрамору выполнены в мастерской Колейнса де Нола. Эта капелла наименее пострадала во время пожара.
      
       0x01 graphic
      
       Исповедальни из темного дерева со скульптурами ангелов и библейских персонажей.
      
       Церкви Антверпена это - предмет восхищения и изучения. Каждая из них это музей. Своеобразная архитектура, живопись, скульптура, история создания, причастность великих современников. Несколько фото, без подробных описаний церквей, которые требуют отдельных очерков.
      
       0x01 graphic
      
       Церковь св. Николауса.
      
       0x01 graphic
      
       Церковь св. Якоба. Здесь находится усыпальницы многих знатных горожан.
      
       0x01 graphic
      
       Самой известной часовней в церкви св. Якоба является Кунсткапелла, где похоронены Питер Пауль Рубенс и его близкие. Она находится за главным алтарем. Специально для этой капеллы художник создал полотно "Дева Мария и святые", где запечатлел себя и своих близких.
      
       Верность многовековым эстетическим традициям Антверпена как города великих художников средневековья поддерживались и в XIX - XX столетиях. Тому пример, поддержание сохранности и культурной значимости не только выдающихся памятников прошлого, но и относительно недавних сооружений в стиле "модерн" (югендстиль) в центре города: отелей, магазинов, офисов компаний.
       Привожу несколько фотографий,
      
       0x01 graphic
      
       Отель Хилтон на Зеленой площади.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Элементы фасада здания "Городской праздничный зал".
      
       0x01 graphic
      
       А это сам зал, который сейчас используется как огромная торговая площадка.
      
       0x01 graphic
      
       Нарядный дом на набережной Шельды.
      
       Еще один памятник человеку, определившему лицо Антверпена, его притягательность и шарм. Это Лодевик ван Беркен. Он придумал резать алмаз с помощью другого алмаза. В Антверпене Лодевика ван Беркена считают основоположником алмазного ремесла. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли с наилучшим отражением света.
      
       Обработка алмазов началась в XV веке. Алмазы привозили из Индии и разгружали в Брюгге. Когда Брюгге утратил свое значение порта, доставка алмазов и их обработка переместилась в Антверпен. Обработкой алмазов традиционно занимались евреи. Испанское господство в Антверпене и агрессивная политика в отношении евреев привели к их массовому переезду в Амстердам и Лондон. Антверпен утратил монополию на обработку алмазов. После Французской революции Антверпен снова стал мировым портом и обработка алмазов снова стала ведущей отраслью в городе.
      
       Сейчас роль основного перевалочного пункта обработки алмазов принял на себя роскошный вокзал Антверпена - один из красивейших в Европе.
       Через Антверпен проходит почти 80% обработки и продажи алмазов мира. Это обеспечивает почти четверть ВВП Бельгии.
       Сегодня в Антверпене продается более половины мировой бриллиантовой продукции, процесс изготовления которой целиком находится под контролем корпорации De Beers. Эта компания занимается добычей алмазов в разных регионах мира и поставкой их в Антверпен, где проводятся огранка и продажа камней
      
       0x01 graphic
       На улице Mair на фасаде углового дома, на втором этаже, находится скульптура с изображением ювелира Лодевика ван Беркен (Lodewyk van Bercken).
      
       Обработкой алмазов по-прежнему занимаются евреи и индусы. Евреи составляют сейчас почти шестую часть населения города. Недалеко от центрального вокзала находятся лавки с витринами, сверкающими бриллиантами, биржа алмазов и музей обработки камней.
      
       0x01 graphic
      
       В этом квартале функционируют четыре алмазные биржи, 380 мастерских по обработке алмазов, в которых работают 12000 лучших специалистов-огранщиков. Недаром самая совершенная форма обработки бриллианта называется "антверпенской".
       В еврейском квартале находится несколько синагог и можно встретить колоритных персонажей ортодоксальных евреев в характерной одежде.
      
       .0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Еврейское население Алмазного квартала использует разные виды транспорта,
       но самый распространённый вид перемещения, всё же, пешком.
      
       0x01 graphic
      
       Тихая неприметная улица алмазного бизнеса.
      
       0x01 graphic
      
       Здесь же недалеко от вокзала установлен памятник евреям - жертвам депортации и Холокоста во время Второй мировой войны.
      
       Закончить (как и начать) прогулку по Антверпену можно у Центрального вокзала. Это роскошное здание начали проектировать в начале ХIХ столетия. Растущая значимость Антверпена требовала его расширения. Разработка нового проекта была поручена архитектору Луи Деласензери (Louis Dela censerie). Проект этого архитектора был одобрен в 1895 году. Открытие вокзального здания состоялось 11 августа 1905 года. В течение времени вокзал стал приходить в упадок. Капитальная реставрация вокзала началась только в 1998 году. Была поставлена задача превратить Антверпен из тупикового вокзала в транзитный. Был запланирован двухпутный тоннель, который соединил напрямую вокзал с железной дорогой в северной стороне города. Благодаря этому проекту вокзал переставал быть тупиковым.
      
       Сейчас Центральный железнодорожный вокзал Антверпена (Antwerpen Centraal), который, по версии американского журнала Newsweek, в 2009 году признан четвертым в списке красивейших вокзалов мира. Неудивительно, что жители Антверпена называют эту достопримечательность "железнодорожным собором".
      
       Здание Центрального железнодорожного вокзала Антверпена выполнено в эклектическом стиле, с куполом высотой 75 метров и восемью готическими башнями (шесть из них были разобраны в середине ХХ века). Во время реконструкции в 2009 году башни были восстановлены.
      
       0x01 graphic
      
       Привокзальная площадь Астрид.
      
       0x01 graphic
      
       Огромный крытый дебаркадер и одна из платформ. Это первый уровень путей. Такая высота дебаркадера была необходима, чтобы обеспечить вентиляцию дыма от паровозов. Существуют два уровня путей. Нижний предназначен для дальних поездов, транзитом пересекающих Антверпен.
       0x01 graphic
      
       Зал ожидания вокзала Антверпена.
      
       0x01 graphic
      
       Купол зала ожидания.
       В конце очерка, мне бы хотелось, вновь обратиться к последствиям посещения Антверпена в 1717 году императором Петром Великим, куда он прибыл под видом простого матроса Алексеева. Памятник ему был установлен в Антверпене в 1998 году рамках фестиваля "Дни Петра Великого". Бронзовый Пётр поставлен напротив аббатства св. Михаила, в котором останавливался русский царь.
       0x01 graphic
       Памятник русскому императору Петру Первому. Скульптор Г.В. Франгулян.
      
       Как знать, не посети русское императорское "Великое посольство" северные европейские страны в конце XVII века, был бы построен тот грандиозный восхитительный Санкт-Петербург, побратимом которого с 1958 года является роскошный Антверпен?
      
      
      
      
  • Комментарии: 8, последний от 04/05/2024.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2018. 44k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка