Сеничев Валерий Юльевич: другие произведения.

Рим за 6 дней

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 14/01/2017.
  • © Copyright Сеничев Валерий Юльевич (senichev85@yandex.ru)
  • Обновлено: 04/11/2012. 41k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Иллюстрации: 32 штук.
  • Оценка: 5.87*11  Ваша оценка:


       Рим за 6 дней.
       Предисловие.
       Поездка в Рим самостоятельно без гидов и экскурсий требует минимальной подготовки. Для этого необходимо прочитать несколько отчетов про такие поездки, напечатать себе несколько карт(или купить уже готовые), усвоить десяток слов на итальянском и уметь общаться на английском на школьном уровне. План поездки лучше выбирать самому, учитывая свои личные интересы. Для меня в планах на те места, которые я хотел бы обязательно посетить, были 4 главные базилики (церкви), вилла Боргезе, ботанический сад и, конечно, руины античной цивилизации. Факультативно намечал также выезд на море в Остию, Тиволи и во Флоренцию. Сразу скажу, что Флоренция отпала на третий день ввиду перегруженности впечатлениями, а Тиволи отпал уже из-за элементарной нехватки времени. Чисто интуитивно я чувствую, что в Риме мне не хватило двух дней. Нельзя объять необъятное.
       День 0 (незачетный).
       Поездка в Рим началась из аэропорта Внуково, где пришлось просидеть всю ночь. В 6 утра появилась девушка из Натали-Тур, выдала нам загранпаспорта с визами, и я с женой пошел на регистрацию. Регистрация, паспортный контроль и посадка прошли без отклонений, и в 9.10 самолет уже пошел на взлет. Вскоре после взлета облака исчезли и далее из окна я уже мог изучать географию Европы без карт и атласов - видны были Карпаты, венгерская равнина с Дунаем, Хорватия с Долмацией на берегу Адриатики и, наконец, Италия. Посадка в Фьюмичино (римский аэропорт имени Леонардо-да-Винчи) прошла без приключений и уже через 30 минут после посадки мы выходили на железнодорожную станцию.
       0x01 graphic
       Т.к. нам предстояло ехать не до конца обычного маршрута приезжающих туристов (вокзал Термини*), то я купил билеты только до станции Остиензе на местную электричку (8,5 евро). Билет на электричку более роскошного вида до Термини (экспресс Леонардо-да-Винчи) стоил при этом 16 евро. Пути на этот экспресс находились в середине станции, а по краям пути для обычных электричек. Билет купил в кассе, произнеся волшебные слова "дуо билетти пер Остиензе". В принципе их можно было бы купить и в автомате, но на первый раз я решил не рисковать. Электричка шла по плоской приморской равнине, проходя через рабочие поселки, а мы наблюдали за местной флорой, которая была абсолютно непохожей на все, что было ранее нам знакомо. Итак, 19 октября итальянская осень подарила нам денек с утренней прохладой(+18), переходящей под безоблачным небом в откровенное тепло(+26), что для нас казалось настоящим летом. Удивительно, но в разгар осени не было видно деревьев с высохшей листвой, и выжженной травы тоже было не видать. Однако здесь бывают регулярные дожди. В запасе у нас были зонтики и запасная пара обуви, т.к. инструктировавшая меня еще в Перми директор агентской фирмы Перминтур настоятельно советовала взять такую обувь на случай ливня. К счастью, но данное снаряжение в Италии не потребовалось, а вот на обратной дороге в Москве сгодились и зонтики и вторая обувь, но это уже была другая история. А здесь было лето, но итальянцы этого не знали, поэтому женщины кутались в теплые куртки и носили замшевые сапоги и полусапожки. Некоторая часть прекрасного пола все-таки была в босоножках, но они видимо, были не местными. В наблюдениях за итальянцами и окружающим ландшафтом промелькнула наша дорога до Остиензе. По дороге, кстати, я отметил, что на железной дороге (и потом на метро), что движение левостороннее. Итак, станция Остиензе. К этой станции примыкает станция метрополитена Пирамида Piramide(голос диктора сообщал потом раз за разом, что это Пиранде, а не Пирамиде, как я думал). При входе на станцию не нашлось кассы с живым кассиром, пришлось общаться с аппаратом. При наличии меню на английском языке наиболее сложным оказалось догадаться способу заталкивания монет в данный аппарат. В этот момент ко мне рванулась караулящая клиентов цыганка - типа помочь. Пришлось немного ее шугануть, сразу после этого способ заталкивания монет мне стал вдруг понятен, и аппарат через минуту выплюнул нам искомые "метребусы" на 1 поездку (по 1,5 евро).
       0x01 graphic
       Поездка не метро до конечной станции "нашей" ветки B продлилась минут 15. Линия метро была на перегоне Piramide-Laurentina на 80% открытой, поэтому можно было разглядеть из окон поезда не только базилику Св.Павла, но и квадратный Колизей квартала ЕУР*. Конечная станция линии метро Лаурентина представляла собой полуподземное сооружение, на крыше которого располагалась пригородная автобусная станция.
       Обойдя против часовой стрелки пристанционную площадь, мы выбрались к нашему пристанищу отелю American Palace. "Прописка" наша прошла за 10 минут и, наконец, мы добрались до своего номера на 2 этаже(соответствует нашему 3-му). Часа через 2 мы смогли уже выйти на первую прогулку.
       0x01 graphic
       Предварительно маршрут я наметил от Пьяцца-дель-Пополо* до фонтана Треви.* При входе на станцию в табачной лавке я купил недельные проездные (carta settimanale) за 24 евро. И вот снова метро, теперь уже с пересадкой в Термини (там перешли на линию A). На пьяццу дель Пополо мы вышли уже где-то около 5 часов через городские ворота
       0x01 graphic
       , я сразу пошел в церковь Санта-Мария-дель-Пополо, где по сообщениям путеводителей можно было увидеть фрески знаменитого Караваджи. Абсолютно невзрачная снаружи церковь изнутри представляла собой музей, наполненный разными чудесами: расписной купол и потолок, мраморные статуи, большие и малые ниши и капеллы с отличающимся оформлением. В одной из таких капелл (часовень) и находились искомые фрески. И тут мы впервые напоролись на русскую экскурсию. Экзальтированная престарелая дама весьма вдохновлено вещала про жизненные коллизии художника и фантастические художественные находки, сделанные автором при написании фресок. Пока шел рассказ, участникам экскурсии пришлось 3 раза брать по монетке (то ли евро то ли пол-евро) и бросать для задействования подсветки. Чуть дальше в углу стояли автоматы с видеогидом по церкви, где на 4 языках можно было послушать и посмотреть соответствующую информацию. Красота интерьера церкви была, на мой взгляд, исключительной, но, как оказалось, все другие 10 церквей, которые нам довелось увидеть, были не хуже.
       Когда мы вышли из церкви, начинало темнеть,
       поэтому мы дошли только до испанской лестницы,* оставив фонтан Треви на потом. Начинала давать знать общая усталость за дорогу, и мы поехали в отель в "наш" район ЕУР*, что в вольном переводе значило ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства при Муссолини) .
       День 1. Рынок - Латеран - Палатин - Капитолий.
       0x01 graphic
       Утро началось с завтрака, который в нашем отеле давали в виде шведского стола. Необычайно вкусные круассаны были всю неделю украшением данного мероприятия. Остальные составляющие были мало отличимы от того, что приходилось пробовать в других местах. Прогулка началась со станции метро San-Giovanni рядом с Латеранским собором. Выйдя со станции, мы сразу направились на местный рынок на via Sannio, находящийся напротив станции метро у городских стен. Набор товаров по своему качеству не радовал, поэтому мы быстро перешли к культурной программе. У площади между Латеранским собором и городскими стенами начинался какой-то праздник. Как оказалось, это был праздник газеты Unita (когда-то это была газета компартии Италии).
       0x01 graphic
       Были установлены палатки с названиями провинций. После раздачи нам бесплатных футболок и бейсболок мы поняли, что сегодня всех здесь угощают "на халяву". К сожалению, но у нас не было планов с утра попить вино и, сфотографировав палатку с местными грибами (среди которых я с удовлетворением отметил крепкие боровики), мы перешли на другую сторону улицы к Святой Лестнице (Scala Santa),базилика Санкта-Санкторум* , в которой установлена лестница, по которой, желая исполнения желаний, на коленках продвигаются паломники*.
       0x01 graphic
      
       Согласно легенде, эта лестница та самая, по которой Иисус шел на суд Пилата. Там же находится образ нерукотворного Спаса (либо один из его вариантов). Оформление интерьера церкви мне показалось не особенно богатым, очень удобным показалось наличие двух лестниц, которые слева и справа от "святой" лестницы позволяли передвигаться туристам, а их было раз в 20 больше, чем паломников. Самой красивой частью церкви являлась наружная мозаика на том фасаде, который выходил на площадь, где были праздничные палатки.
       0x01 graphic
       После Святой Лестницы мы, конечно, пошли в Латеранский собор, который был папской резиденцией несколько столетий*. Роскошный интерьер собора не подавлял своей величиной (в отличие от готических соборов), все было наполнено множеством элементов архитектуры и прикладного искусства, на которых взгляд рассеивался, и чувство огромности внутреннего пространства исчезало.
      
       На выходе из собора можно было наблюдать чрезвычайно древний баптистерий(крестильня) в виде невысокой башни, похожей на водонапорную, и египетский обелиск, который притащили римляне еще во времена цезарей. Дальше наш путь лежал на Колизей по улочке, начинающейся в северной части площади. Примерно на полдороги к Колизею (а он уже был виден в конце улочки) справа показалась какая-то старая церковь, куда решили также зайти. Оказалось эта та самая церковь Св. Клемента, которую жена видела в фильме BBC (в фильме показывалось, что церковь стоит на основании более древнего античного храма, под которым также находились остатки еще более древних руин*. Церковь по размеру была очень маленькой, темной, интерьер меня особо не поразил, разве что только древностью. Поэтому мы не стали задерживаться на посещение платной археологической зоны, где за 4 евро можно было бы полюбоваться обломками античной жизни. Конечно, ведь впереди был Колизей, римский форум и Палатин. А до Колизея уже оставалось метров 300, поэтому мы быстро дошли до конца улочки, увидев справа от ее конца яму с руинами (потом прочитал, что там была школа гладиаторов).
       0x01 graphic
       А Колизей мы обошли, т.к. заранее было известно, что билет туда надо покупать у входа на Палатин(меньше очередь и билет продается сразу на эти два объекта археологии). Было уже около 11 часов утра и очередь тихонько, но росла. Однако она была втрое меньше, чем у Колизея. Поэтому мы спокойно подождали 40 минут, купили билеты (12 евро с правом посещения Колизея в течение следующих суток) и вошли в зону руин, представляющей собой на самом деле роскошный парк, декорированный красивыми обломками древней цивилизации*.
       0x01 graphic
       Прогулка была неспешная, у нас с собой был сок и несколько бутербродов. Сев на мраморной скамейке под деревом, мы перекусили. На руинах росли оливы с кучей уже созревших или еще созревающих плодов (как потом оказалось, эти оливки составляли серьезный процент рациона местного пернатого населения). Немногочисленные группы туристов бродили по различным тропкам через развалины. Чисто топографически Палатин представляет собой пологий холм, правда в нескольких местах эти склоны переходили в обрывы. Высота руин в некоторых местах составляла высоту стандартной хрущевки, но как правило не превышала высоты трехэтажного дома. Под восточной частью Палатина располагается форум, или группа форумов, там развалины просто переходят друг в друга без всяких перерывов в виде деревьев и лужаек*. Наиболее интересным уголком Палатина мне показались сады Фарнезе, устроенные на краю развалин лет триста назад. А вот зона форумов понравилась меньше - людей много и обломки лежат непрерывными рядами.
       На мой взгляд, было бы лучше хотя бы частично реконструировать некоторые сооружения с включением настоящих обломков в новые конструкции. Но этот вопрос спорный. Палатин же мы исходили из конца в конец. При этом оказалось, что фотоаппарат подозрительно быстро съел ресурсы двух сначала достаточно ёмких аккумуляторов АА, а затем полностью посадил две самые ёмкие батарейки Varta того же формата. Как оказалось на следующий день, этот аппарат работал нормально последний день. Но мы этого еще не знали. На выходе из Палатина мы попали в зону прохода тысяч туристов, наполненную палатками с сувенирами и живыми статуями.
       0x01 graphic
      
       Дальше, уже завершая прогулку, мы поднялись на Капитолийский холм* и спустились по лестнице к Алтарю Отечества(Витториано)*.
       0x01 graphic
       Оттуда, по улице Корсо дошли до колонны Марка Аврелия* и повернули направо. Поплутав по переулкам несколько минут мы вышли к фонтану Треви, сделали ритуальный сброс монеток, и дальше уже через 10 минут были у Барберини (станция линии метро A). Здесь поглядели еще одну достопримечательность фонтан Тритона.* Конец дня был омрачен еще тем сознанием, что фотоаппарат видимо уже на грани смерти. Так что следующее утро надо будет начать с посещения магазинов на вокзале Термини и купить новые батарейки или уже новую камеру.
      
       День 2. Колизей - Остия - Еурома 2.
       0x01 graphic
       Утро началось с высадки на Термини и покупки новых батареек. Поставленные в камеру батарейки смогли только показывать наличие уже отснятых снимков. Поскольку в районе вокзала было много магазинчиков, я решил обойти большинство уже в поисках новой камеры. Поиски не привели ни к чему, однако в ходе их мы наткнулись еще на одно подтверждение роста русской диаспоры. В первом попавшемся нам отеле, куда мы зашли спросить на ресепшн о наличии рядом магазинов электроники, нам сразу попалась русская девушка, сказавшая, что ближе Еуромы 2 мы ничего не найдем. Еурома 2 - большой торговый центр как раз в том районе города(ЕУР), где и находился наш отель. После этого мы решили заехать туда вечером, а сегодня в первую очередь надо посетить Колизей, куда уже можно пройти бесплатно со вчерашними билетами (билет действует 2 дня на один вход на тот или иной объект, т.е. Палатин и форумы это N1, а Колизей N2, или наоборот). Итак, Колизей.* Современному человеку, хотя бы раз побывавшему на футбольном стадионе, вряд ли приходят в голову какие-либо восхищенные мысли при посещении данного объекта. Да, большой, но не больше обычного стадиона в любом областном городе. Мне больше приходил на ум спорткомплекс Олимпийский на проспекте Мира в Москве. Внутренние помещения Колизея вполне обжиты и заняты лавками сувениров (там я купил набор почти настоящих римских монет) и экспозицией немудрящего музея. Полумертвый фотоаппарат немного сжалился и позволил сделать штук 5 снимков. Через часа полтора осмотр Колизея у нас подошел к концу и, как я обещал жене, мы начали путь на море. Для этого надо было всего лишь сесть на то же самое метро и доехать до станции Пирамида, а там перейти к путям электрички на Остию. Эта ветка входит в состав метрополитена и, поэтому, мы свободно ехали на ней со своими проездными. По дороге мне запомнился влезший в вагон японец со своим велосипедом, который, несмотря на то, что со своим велосипедом стоял рядом, пристегнул его замком к вертикальной стойке. Да, видимо римские гопники настолько суровы... Вышли мы не на центральной станции Остии, а на второй Stella Polare, т.к. заранее я узнал из Викимапии, что бесплатный пляж ближе всего именно к этой станции. Так и оказалось. Море было замечательным. Для итальянцев оно, конечно, было холодным (+20-21), а по нашему впечатлению теплее Камы в разгар лета. На участке берега шириной метров 200 мы обнаружили еще одну русскую компанию их 9-10 человек. Все время по пляжу ходили негры с зонтиками и покрывалами для подстилки. А вот кабинок для переодевания не было, так что пришлось по нужде у негра купить один зонтик (6 евро), который жена никак не давала мне выкинуть на обратной дороге. Двух часов релаксации на морском берегу нам вполне хватило. С собой у нас был набор для пикника - салат, бутерброды с прошуто(сыровяленая ветчина), сыр и отличный сок. Так что в отличном настроении мы поехали обратно в Рим в торговый центр Еурома 2. К сожалению, но я не планировал заранее его посещения, поэтому информация о том, на каком автобусе добраться, осталась дома. Но я помнил, где это находится, и поэтому, доехав до станции ЕУР-Дворец спорта (EUR Palsport), пошел от нее прямо на юг вдоль шоссе. Прогулка была не очень утомительной, т.к. дорога шла вдоль парка, местные рейсовые автобусы нас не обгоняли. На одной из остановок сидели также неместные - туристы. Увидев, как мы уверенно идем в сторону, в которую и они видимо хотели попасть, они через пару минут пошли за нами следом. Где-то только через километра полтора после начала нашего похода я решил уточнить у аборигенов местоположение. Аборигенки отказались разговаривать на английском, но на вопрос "Еурома" замахали руками вперед и подтвердили, что это прямо по ходу (straight ahead). Это действительно было прямо по ходу, еще 200 метров, и мы выбрались к заднему двору данного торгового центра. Через зону парковки мы проникли в торговый центр и после непродолжительных поисков искомый магазин был найден. Новая камера была куплена. Далее целый час ушел на прогулку по обувным бутикам Еуромы. Однако нужных полусапожек не обнаружилось. Далее до метро мы все-таки добрались уже на автобусе, т.к. с автобусами стало уже понятно все полностью (на остановке все проходящие маршруты были обозначены как заканчивающиеся на станции метро ЕУР Ферми). Вечером осталось зарядить аккумулятор камеры и попрактиковаться.
       День 3. Ватиканские музеи- замок Св.Ангела - Пьяцца Навона- Пантеон-Фонтан Треви.
       0x01 graphic
       Утром решили встать пораньше и рвануть в Ватикан(станция метро Ottaviano). Хорошо, что был не разгар туристического сезона, и очередь на вход в музей не превышала 100 метров. Вдоль очереди ходили агенты турфирм для охватывания туристов экскурсиями на родном языке (45 евро). Были и русские гиды. Но нам экскурсия была не нужна. В очереди стояли не более 40 минут, прошли рамку и просвечивание сумок, затем кассы и вот, наконец, перед нами двор с соснами и указателями. Обход музеев начался у нас с Пинакотеки, картинной галерея. По сути, она была небольшая, но в ней были абсолютные шедевры Рафаэля. Далее мы нас ждали античные статуи и мозаики, выцветшие гобелены, галерея географических карт средневековой Италии, станцы Рафаэля и Сикстинская капелла. Все на самом высоком уровне. Появилось странное чувство. Вспомнился анекдот о маме с мальчиком, с которым она бегала по музеям Санкт-Петербурга. На третий день мальчик взмолился. "Мамочка, если я увижу еще что-нибудь прекрасное, меня, наверно, стошнит". Нельзя в таком количестве людям давать столько прекрасного.
       0x01 graphic
       Мы перекусили, и посидели на дворе шишки, там, где установлен модерновый монумент шарообразной формы. После получасового отдыха появилось желание снова зайти в музеи и проверить, может что-то есть еще недосмотренное.
       0x01 graphic
       Да, среди пропущенного оказались статуи октогонального дворика (Аполлон Бельведерский и Лаокоон и еще много чего). После второго захода появилось чувство выполненного долга перед Прекрасным, и далее мы прошли на площадь перед собором Св.Петра. Там, на входе в собор, стояла длинная очередь (на проверку службой безопасности) желающих попасть в собор. Но в этот день, я решил еще заранее, мы сюда не пойдем. Мы пошли прямо к Тибру, зайдя по дороге в пару магазинов сувениров. У Тибра уже нас ждал замок Св.Ангела*, в тени небольшого парка у его стен мы отдохнули, потом перешли Тибр по мосту Св.Ангела, который мне показался уменьшенной копией Карлова моста в Праге, и двинулись к Пьяцца Навона*.
       0x01 graphic
       Так как после музеев Ватикана мы уже были насыщены впечатлениями, задерживаться здесь не стали, прошли сразу к Пантеону*, оттуда мимо колонны Марка Аврелия к метро Барберини. У Пантеона понаблюдали насколько уровень улицы вырос по сравнению с античным временем. Метра четыре будет.
       0x01 graphic
      
       День 4. Собор Св.Петра- Ботанический сад - Трастевере - Корсо
       0x01 graphic
       Насмотревшись предыдущим днем на длинную очередь на вход в собор Св.Петра, мы проехали сюда как можно раньше. Очередь шла быстро, и через пол-часа мы уже были в соборе. Нельзя сказать, что собор подавлял собой своими размерами. Нет, это не готика *. Часовое пребывание в соборе оставило впечатление прикосновения еще с одним произведением искусства, только размеры очень большие.
       В одном из приделов все время шла служба. Вел ее священник в красной шапочке. Мы могли только догадываться о том, был ли это кардинал. Пел хор, очень-очень неплохо. Пока мы гуляли еще в 2-х приделах шли службы, перед ними висела табличка "только для молящихся".
       После собора мы начали продвигаться к Тибру, чтобы через некоторое время, идя вдоль правого берега, подойти к Ботаническому саду Римского университета (входной билет 8 евро). С билетом нам дали брошюрку с планом. Следующие три часа мы провели в этом саду, наслаждаясь созерцанием флоры, абсолютно не похожей на ту, что когда-либо нам встречалась.
      
       0x01 graphic
       Заросли кактусов, хвойные со всех континентов, цитрусовые (по спелому мандарину с дерева мы съели), ореховые деревья (под одним деревом лежало много орехов в форме мяча для регби, а по вкусу и внутреннему виду - грецкий орех), маленький японский садик с двумя прудиками, каскадный фонтан и обычный. В довершении мы добрели до рощи пальм, под несколькими лежали зрелые плоды оранжевого цвета, по вкусу близкие к ананасу.
       0x01 graphic
       К сожалению, набранные трофейные фрукты довезти домой не удалось - скисли. Зато рядом с бамбуковой рощей подобрали полено бамбука диаметром 10 см, которое позволило надежно упаковать бутылку Кьянти перед перелетом и стать в перспективе сувениром для рабочего стола. Полные самых позитивных впечатлений, мы вышли из сада, решив по дороге в центр пройти через Трастевере, район со средневековой застройкой на правом берегу Тибра (90% Рима на левом берегу). Проплутав минут 10, мы, наконец, обнаружили одну из самых древних базилик Рима - Санта-Мария-де-Трастевере*. Интерьер базилики был на том же высочайшем уровне, что уже нам стал привычен в Риме. Жаль только, что аккумулятор новой камеры был уже на последнем издыхании и позволил сделать лишь один, последний снимок. Рядом с нами на лавочку в базилике уселась какая-то дама, услышав родную речь, и стала допытываться о том, как добраться до Святой Лестницы (см. день 1). Оказывается, ей надо было туда попасть для оформления посылки небесам некого желания. Осознав, что это на другом конце центра, она потеряла интерес к объяснениям, и мы смогли выйти наружу. Дальше нас ожидала прямая дорога до метро Барберини, которая была скрашена поеданием фисташкового мороженого, посещением очередного обувного магазина (все за 39 евро) и обнаружением рядом с площадью Ларго Арджентино забора с польским "форумом" - кучей объявлений о поиске и сдаче жилья на польском языке.
       Сдохший аккумулятор не позволил сфотографировать на Ларго Арджентино римский кошачий приют (микросадик, разбитый в древних руинах на уровне -3 метра, в разных концах которого валялось несколько ленивых кошек). Затем мы вышли к алтарю Отечества и далее на улицу Корсо, где я обещал жене пройтись по магазинам. Этот поход увенчался приобретением серой курточки вкупе с осенними сапогами, после чего мне уже было позволено вести жену в гостиницу.
       День 5. Термы Диоклетина-С.Мария Маджоре-Колизей - Большой Цирк - Бычий форум- Кампо-де-Фиоре- Алтарь Мира - Пьяцца-дель Пополо- вилла Боргезе.
       0x01 graphic
       На этот день у меня был намечен самый длинный пешеходный маршрут. Я хотел пройти по тем местам исторической части города, которые ускользнули от нас в предыдущие дни. Прогулка началась с вокзала Термини. Отсюда мы перешли привокзальную площадь до терм Диоклетиана*, в западной части которых располагается базилика Санта-Мария-дель-Анджели.* Описывать ее нет смысла. На фото все видно, дополнительно можно только отметить, что пол в центральном проходе в базилике содержал инкрустацию, играющую роль солнечных часов.
       0x01 graphic
      
       А по бокам зала располагались плакатики с отображением истории осуждения Галилея (на итальянском языке). Из базилики мы направились мимо вокзала в сторону Санта-Мария-Маджоре, которая считается в Риме четвертой по значимости.* Очень много золота. Все хорошо, красиво. Но нелепая реликвия "обломки колыбели Христа" в качестве центральной святыни вызывает только чувство сожаления. Дальше мы шли вниз по улице via Cavour, не пропустив по дороге лестницу к базилике Св.Петра в веригах.*
       0x01 graphic
       Да, статуя Моисея Микеланджело очень хороша, но я не стал бы данную базилику заносить в список обязательных к просмотру, особенно когда мало времени.
       Дальше нас опять ждал Колизей, откуда мы начали движение к Тибру мимо Палатинского холма и Большого цирка. Проходя мимо Колизея в третий раз, я почувствовал себя как герой фильма "Назад в будущее 3", который все время натыкался на самого себя в прошедшем времени. Те же очереди, то же солнце и те же живописные руины. Но где-то через минут 20 мы уже шли по новым нехоженым дорожкам. Большой цирк* произвел впечатление заброшенного ипподрома в степном райцентре. В восточной части цирка разместилась стройплощадка со всеми соответствующими причиндалами. Ну а мы, обойдя цирк, завернули за угол и вышли на Бычий форум. Здесь я хотел поглядеть на пару древнеримских храмов и базилику С.Мария-де-Космедин.* Начали с базилики. Как и обещали путеводители, к "устам истины" стояла очередь японцев на фотографирование. Стоять в очереди мы, конечно, не стали, зато заглянули внутрь, порадовались интерьеру, ну и я еще щелкнул камерой мозаику более чем тысячелетней давности, вывешенную в магазине сувениров при базилике. Выйдя из церкви, мы перешли улицу и сели отдохнуть у фонтана. Рассмотрев древнеримские храмы(Геркулеса и Портулана вроде бы) я был несколько разочарован. То, что осталось, ничего из себя не представляло.
       0x01 graphic
       После отдыха у фонтана мы пошли вдоль Тибра вверх по течению, мимо острова Исола Тиберино вдоль набережной. Над нами высились столетние платаны, а вот под ногами было настоящее безобразие, устроенное отдыхающими здесь (по ночам видимо) птицами. Все было заляпано пометом. А потом, приглядевшись, мы вдруг поняли, что основным ингредиентом этого удобрения были косточки маслин, которые как раз росли неподалеку - на холме Палатина. В некоторых местах уже и запах чувствовался. Припаркованные у края дороги машинки также вовсю были размалеваны пернатыми "художниками". По дороге мы миновали здоровенную синагогу(самую большую, из тех, что я видел ранее) и метров через 200 после нее мы резко свернули направо от реки, в сторону площади Кампо-деи-Фиоре. По дороге мы миновали первую римскую среднюю школу, которую мы встретили по дороге и, протиснувшись через толпу подростков, вышли на итальянский туристический рынок.
       0x01 graphic
       То, что этот рынок был нацелен именно на туристов, не вызывало сомнений. Сувениров было больше, чем фруктов и овощей. Но все смотрелось очень красиво. Правда, покупать ничего не захотелось, не везти же с собой в Россию оливковое масло с артишоками. От рынка мы прошли через ряд переулков опять к Тибру, только уже к тому месту, где виден замок Св.Ангела, и вышли к алтарю Мира. Данный монумент, упрятанный в стекло, нас абсолютно не впечатлил (мы уже насмотрелись такого в Ватикане) и, поэтому, мы спокойно прошли мимо него к Пьяцца-дель-Пополо. Я давно хотел сюда вернуться, т.к. здесь начинается вилла Боргезе, по описаниям самой большой парк Рима.* По длинной лестнице мы поднялись на верхний уровень над площадью. Я сделал несколько снимков городской панорамы. А мы начали двигаться внутрь парка, сверяя свое продвижение с планом города. По дороге нам попались водяные часы, какой-то балаган с гордым названием "Театр Бурратини", после чего мы перешли по путепроводу на соседний холм, являющийся продолжением парка. В этой более просторной части парка нам попалось очень приятное озеро с утками, черепахами и романтическим храмом на острове.
       0x01 graphic
       Дальше пошли совершенно фантастические пейзажи с итальянским соснами, и я вдруг понял, как в детстве меня обманули с иллюстрациями к сказке про Буратино. Эти сосны не были такими как в той книжке. Как бы то ни было, мы шли дальше, и добрались до здания музея Виллы Боргезе.
       0x01 graphic
       Но подошли мы пол-пятого(за полчаса до закрытия, а на кассе висело объявление, что все билеты на завтра уже проданы). Так что я успел только сфотографировать задний дворик музея с окружающими садиками и, через городские ворота, мы проникли в город и, судя по аристократическому виду уличных кафе, прошли по самой дорогой улице Рима мимо американского посольства к площади Республики, где у станции метро и закончили свой туристический день. Идя по площади, мы опять прошли мимо терм Диоклетиана (вод в базилику Санта-Мария-Анчели). Вечером я сказал жене, что туристическая программа в целом выполнена( с учётом отмены поездок в Тиволи и Флоренцию), поэтому, если она хочет пойти с утра на рынок у Латерана, то я противиться не буду. Жена обрадовалась, сказав, что только хотела бы посетить термы Диоклетиана. На том и согласились.
       День 6. Базилика Св.Павла - Термы Диоклетиана - Палаццо Массимо - Палаццо Альтемпс.
       0x01 graphic
       Так как я думал, что день будет несколько пустоват на достопримечательности, то уговорил по дороге в центр выйти из метро на часик, чтобы посмотреть базилику Св.Павла за стенами. Считается, что она входит в число четырех главных базилик Рима.* Она находится сразу у станции метро того же названия. Поскольку это была последняя базилика на нашем пути, то она вообще нас не удивила. Оставалось только ходить и разглядывать чудеса художественного замысла и исполнения. Мне этот собор понравился больше, чем Санта-Мария-Маджоре. Так что твердое третье место по Риму.
       0x01 graphic
       Следующий этап прогулки начался с высадки на станции метро Термини, отсюда мы пересекли привокзальную площадь и дошли до входа в музей.* Билет оказался за 12 евро. А на билете было написано, что он годится еще на 3 объекта (в нагрузку, наверно): палаццо Массима, крипта Бальби и палаццо Альтемпс. Музей (имеется в идее участок в термах Диоклетина) оказался неожиданно большой. Самыми интересными частями музея оказались внутренний дворик, украшенный "бюстами" носорогов и других зверей, задрапированными в кустах, и зал - фрагмент непеределанных терм с небольшой коллекцией целых(небитых) античных статуй.
       0x01 graphic
       Приятное впечатление о музее побудило пройти к второму пункту музея - палаццо Массимо, который находился на той же привокзальной площади наискосок. Здесь, в отличие от обломков, которые в основном и представляли скульптурную часть экспозиции терм Диоклетиана, статуи были целые и известные еще с детства (дискобол, Афродита и проч.). Много было античных мозаик. Особенно приятно было попасть в комнату, которая была декорирована в древнеримском стиле - фрески и изображением садовых растений по всем стенам комнаты. А в подвале палаццо была чудесная нумизматическая коллекция, принадлежавшая королю Италии. Вот где можно было воочию наблюдать изменение качества монет в зависимости от столетия. В общем, после палаццо Массима мы поняли, что не стоит идти на рынок, а надо дойти хотя бы еще до одного пункта музея. А это был палаццо Альтемпс.* Здесь мы впервые в центре города воспользовались автобусом, доехав от С Мария Маджоре до Колизея. Да, мы снова попали в свое прошлое, только поспешили уже от Колизея в другую сторону, а именно к площади Венеции с алтарем отечества. Отсюда мы быстро добрались до пьяцца Навона, музей оказался за площадью ближе к Тибру. И снова мы были приятно удивлены отличным набором произведений античного искусства. Сил после третьего музея оставалось только на то, чтобы посидеть с мороженым у фонтанов пьяцца Навона, посетить базилику Св.Агнессы* и неспешно добраться уже в который раз до станции метро Барберини.
       День 7(незачетный).
       Утро вылета было достаточно спокойным. Мы собрались, я произвел выписку. При выписке заплатил туристический налог (3 евро с носа за каждый день пребывания в отеле) и мы двинулись к метро. Мы повторили свой маршрут в аэропорт. Станция Пирамида (метро)-станция Остиензе- электричка-аэропорт Фьюмичино. Так как время терпело, я успел спокойно выйти на площадь и сфотографировать пирамиду, в честь которой станция и называлась.*
       0x01 graphic
       В аэропорту ожидаемый график посадки был нарушен тем, что уже в самолете оказалось, что какая-то дама, сдав при регистрации чемодан, на посадку не явилась. Стюардесса потом выбегала с этим чемоданом из самолета. С нескольких мест слышались возмущенные голоса туристов из какой-то туристической группы, которая, видимо, совершала автобусный тур: "Мы эту дуру ждали во всех городах, где она застревала в сортирах. Теперь она снова нам подгадила". Да подгадила всем, и себе прежде всего. Самолет задержали на час. А пропавшая дама нашлась, позвонила кому-то из сидящих в самолете, но самолет уже ехал на взлетную полосу и ждал своей очереди уже на летном поле. Подождать свою спутницу уже никто из пассажиров не уговаривал. Мы отставали от графика уже на 2 часа. Полет проходил нормально. Москва встретила нормальной для конца октября погодой: +1 и сырость. И мы почувствовали, что к хорошему привыкается очень быстро и почему Максим Горький так долго страдал вдали от родины.
       Послесловие
       Поездка в Рим оставила исключительно положительное впечатление. Летняя погода, но без жары. Нормальная кухня (в отличие от Парижа). Отсутствие проблем в гостинице. Минимальные очереди в музеи. Совершенно потрясающие коллекции произведений искусства. Осталось желание приехать в Италию снова. Кроме Рима есть еще другие места.
  • Комментарии: 4, последний от 14/01/2017.
  • © Copyright Сеничев Валерий Юльевич (senichev85@yandex.ru)
  • Обновлено: 04/11/2012. 41k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Оценка: 5.87*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка