Задонский Яков: другие произведения.

11. Акеда

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (2005070@aaanet.ru)
  • Обновлено: 29/01/2017. 17k. Статистика.
  • Миниатюра: Израиль
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      22 глава начинается словами: "Вайгú ахáр гадварúм гаэ́лле" - "И было после этих событий". После каких событий? После событий, описанных в 21 главе прошло 26 лет. Но Тора как бы не замечает этого обстоятельства, используя слово "ахар", что, по мнению комментаторов, означает "сразу после", в отличие от "ахарей", которое означает "спустя некоторое время". Автор текста Торы говорит нам, что сразу после этих событий, о которых Я вам только что рассказал, Всесильный решил испытать Авраама. Давая нам понять, что это испытание есть следствие некоторых, описанных в предыдущей главе, событий. Все единодушно, вслед за Раши, считают "этими событиями" заключение Авраамом договора с Авимелехом. Именно за этот договор Бог приготовил для Авраама самое сложное и жестокое испытание (1). А то, что между событиями прошло 26 лет, не имеет значения. Но учит нас, что за проступки наши и прегрешения, даже если молния с неба не поражает нас мгновенно, то это еще совсем не значит, что наказания не будет вообще.
      
      Итак, 27 элула 2085 года от сотворения мира, когда Аврааму было 137 лет, Саре - 127, а Ицхаку - 37 лет, Всесильный, решив еще раз испытать Авраама, явился к нему и повелел ему принести в жертву Ицхака. Это испытание получило название "Акедат Ицхак" или просто "Акеда" от корня עקד - "связывать".
      
      Самое удивительное и не постижимое в жизни Авраама - это то, что после слов Творца: "Возьми, пожалуйста, сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в страну Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе", Авраам ничего не сказал в ответ, но поспешил исполнять даже не повеление, а только просьбу Творца. Авраам ни один раз не соглашается и спорит с Творцом, доказывая Ему иной взгляд на происходящее и иное понимание событий. Вспомним "торговлю" Авраама за уничтоженные города долины Иордана. Или нежелание выгонять Ишмаэля с Агарью. А тут Авраам вдруг промолчал. Хотя у него имелись все основания поспорить с Творцом. Разве не сам Творец обещал ему сделать его народом великим, разве не говорил, что в Ицхаке наречется ему семя, разве не обещал заключить именно с Ицхаком и его потомством вечный союз? Разве может Творец, как капризная барышня, переменить свои клятвы и обещания? И зачем тогда Авраам прожил жизнь свою? Зачем было все то, что с ним происходило? Но молчит Авраам. Ни слова не промолвил в защиту Ицхака.
      
      А мидраш (2) говорит, что все же состоялся между Творцом и Авраамом диалог. Сказал Бог:
      
      - Возьми сына твоего.
      
      - Которого из сыновей? - спросил Авраам.
      
      - Единственного твоего, - говорит Адонай.
      
      - Каждый из них единственный у своей матери, - не понимает Авраам.
      
      - Того, которого ты любишь, - не называет имени Бог.
      
      - Я люблю их обоих, - сопротивляется Авраам.
      
      - Возьми Ицхака, - вынужден сказать Творец, - ступай на гору и принеси его в жертву.
      
      Удивился ли Авраам такому велению Творца? Он и сам уже дважды приносил в жертву Ицхака и потомство свое по его линии: один раз в Египте, другой - у Авимелеха. И понадобилось вмешательство Бога, чтобы "жертва" эта не состоялась. На этот раз сам Господь говорит о необходимости пожертвовать Ицхаком, и Авраам не возражает. Он с готовностью, не откладывая дела в долгий ящик, спешит принести в жертву Ицхака. Так на самом ли деле Ицхак любимый его сын?
      
      Посмотрите еще раз внимательно на приведенный мидраш. Что из него следует? Что Ицхак - прежде всего сын Сары, но не единственный сын Авраама, и вовсе не любимый его сын. Творец прилагает так много усилий для появления Ицхака, совершает столько разных чудес, что Ицхака вполне можно считать Его собственным сыном и сыном Сары. А какие усилия для появления Ицхака приложил Авраам?
      
      И вот Авраам получает повеление принести в жертву Ицхака, т.е. фактически убить его. Он прекрасно сознает и понимает, что, узнав об этом, Сара также умрет. И как же реагирует Авраам? Он беспрекословно и на другой день поднимается чуть свет и занимается подготовкой к принесению жертвы. Лично, не доверив никому из слуг, колет дрова для всесожжения, собственноручно седлает осла и с Ицхаком и еще двумя отроками немедленно отправляется в путь.
      
      Об истинной цели путешествия ни домашнии Авраама, ни Сара, ни участники ничего не подозревают. Предание говорит, что отроками, отправившимися в путь вместе с Авраамом и Ицхаком, были Ишмаэль и Элиэзер. Отроку Ишмаэлю был 51 год, а Элиэзеру не меньше чем Аврааму. Дрова нагрузили на осла и все вместе отправились в землю Мория, где на одной из гор, которую специально укажет Господь, Ицхак должен быть принесен в жертву.
      
      Земля Мория - это то место, где ныне расположен Иерусалим. Дословно "мория" (מוֹרָי יָהּ) может означать "наставник мой Господь", от "морэ" (מוֹרֶה) - "наставник, учитель". Но можно увидеть и несколько других разных понятий: "мор" (מוֹר) - "мирра, благовония", "мора" (מוֹרָא) - "страх, благоговение", "маръа" (מַרְאָה) - "видение" и др. Мория - это и земля, где Мирра растет в изобилии, и земля страха и благоговения, учения и видений. Гора, которую укажет Творец Аврааму для принесения в жертву Ицхака, также называется Мория. На этой горе, на месте жертвенника Авраама Соломон в будущем выстроит Храм, а сегодня на этом месте расположен монумент Купол Скалы или Куббат ас-Сахра.
      
       []
      
      Купол Скалы
      
      Три дня заняло путешествие в землю Мория (3). О чем думал эти дни Авраам, какие чувства им владели, о чем говорил с сыновьями своими и верным слугой Элиэзером, мы можем только догадываться. Письменная Тора умалчивает об этих трех днях. Устная Тора содержит несколько рассказов о кознях Сатана, пытающегося воспрепятствовать Аврааму выполнить повеление Творца. Но нет ни слова о том, что Авраам в эти дни, обращаясь в молитвах к Богу, пытается изменить Его решение. Авраам пожалел как-то жителей Сдома и других приговоренных к уничтожению городов, но нам ничего неизвестно, пожалел ли он сына своего Ицхака и жену свою Сару. Сознавал ли Авраам, что известие о принесении в жертву Ицхака, убьет Сару? Почему он в беспокойстве о ее жизни и здоровье ни разу не обратился к Богу? Не просил и не умолял Бога пощадить ее? Напротив, он даже ни разу не вспомнил о ней.
      
      Наконец, на третий день Авраам увидел это место (га-маком). Одну из гор, открывшихся взору Авраама, окутывало облако.
      
      - Ицхак, сын мой, что ты видишь? - спросил Авраам.
      
      - Вижу гору, а на ней Облако Славы Господа, - ответил Ицхак.
      
      - А вы что видите? - обратился Авраам к Ишмаэлю и Элиэзеру.
      
      - Ничего, - хором ответили они.
      
      - Вот и осел ничего не видит, - сказал Авраам. - Так оставайтесь здесь вместе с ослом и ждите, пока мы не вернемся.
      
      Ишмаэль и Элиэзер были напрочь лишены духовного видения, точно так же как и осел, и потому не могли присутствовать в священном месте. Дальше Авраам и Ицхак пошли вдвоем. Ицхак нес вязанку дров, а Авраам в одной руке нож, а в другой огонь.
      
      Ицхак стал догадываться об истинной цели их путешествия, но напрямую спросить отца не решается. И Авраам на вопрос Ицхака боится сказать правду. Ицхак недоумевает, где они возьмут ягненка для жертвоприношения. Отец уклончиво отвечает, что Бог, мол, Сам выберет Себе ягненка. С этого момента Ицхак больше не сомневается, кто на самом деле должен быть принесен в жертву. Сам факт такого жертвоприношения не вызывает удивления у Ицкаха. У народов, живших вокруг, человеческие жертвоприношения не были редкостью. Величие Ицкаха в том, что он смиренно принимает уготованную ему участь. "И пошли оба вместе", - говорит нам Тора. Вместе исполнить то, что намечено для них Богом.
      
       []
      
    Краеугольный камень
      
      Поднявшись на вершину горы, Авраам и Ицхак нашли заброшенный древний алтарь. Здесь по преданию приносили жертвы Адам, Каин и Г̃евель. Здесь же принес жертвы Ноах с сыновьями после Потопа. Жертвенник представлял собой внушительных размеров гранитный монолит (4), который и сегодня могут увидеть посетители Купола Скалы. Авраам разложил на жертвеннике дрова и уложил на них предварительно связанного Ицхака. Связать себя попросил сам Ицхак, боясь, что может не выдержать и дрогнуть в последний момент и, таким образом, испортить жертвоприношение. И вот, когда уже нож Авраама коснулся было шеи Ицхака, с небес раздался голос малаха (ангела): "Остановись, Авраам!".
      
      - Кто говорит со мной? - спросил Авраам.
      
      - Малах, - ответил ангел.
      
      - Бог лично повелел мне принести сына в жертву, - сказал Авраам. - И только Он сам может отменить Свое решение.
      
      И тогда разверзлись небеса, и Бог лично подтвердил слова малаха. Авраам растерян и обескуражен. В душе он уже принес Ицхака в жертву. Он был настолько сосредоточен и поглощен совершаемыми им действиями, что ангелу пришлось дважды называть его по имени, чтобы он пришел, наконец, в себя и услышал. Когда Авраам понял, что от него хотят, он неожиданно начал протестовать: "Неужели я пришел сюда напрасно? Нет, я раню его и пролью хоть немного крови!".
      
       []
    Евграф Романович Рейтерн (Герхардт-Вильгельм фон Рейтерн) 'Авраам приносит Исаака в жертву' (1849).   
      
      Дошло до того, что Бог стал оправдываться. "Я никогда не говорил тебе зарежь или убей Ицхака, Я говорил: вознеси его" - сказал Бог. - "Я не желаю человеческих жертв, Я только лишь испытывал тебя, желая убедиться, насколько сильно ты любишь Меня".
      
      Творец подсказывает Аврааму идею заместительной жертвы. Можно принести в жертву барана, а все равно будет считаться, что в жертву принесен как бы Ицхак. Хотя принесение в жертву Ицхака можно считать совершившимся фактом, так как намерения и Авраама и Ицхака были настолько серьезны, а действия настолько решительны, что понадобилось вмешательство Бога.
      
      Тут только Авраам замечает в кустах барана, запутавшегося рогами. Откуда он взялся? Это тот самый баран, которого сотворил Бог в конце шестого дня творения. Все это время он обитал где-то в параллельных мирах, а теперь пришло время выйти ему на арену исторических событий и заменить собою на жертвеннике Ицхака.
      
      Во всей этой истории со связыванием Ицхака обычно принято видеть великие заслуги Авраама. Так и называют эту историю: главным испытанием праотца Авраама. А о заслугах Ицхака в истории этой как-то не принято говорить. А получается так, что они не меньше, но значительно больше заслуг Авраама. Общепринято готовность Авраама принести в жертву Ицхака считать за доказательство безграничной любви к Богу и доверия Ему. Но каких трудов и душевных мук стоило это самому Аврааму? Действительно ли Ицхак его любимый сын? Нас не может не беспокоить некоторая тень на всей этой истории, которую бросают странности поведения Авраама и до и, особенно, после события.
      
      Что же касается Ицхака - его поведение во всей этой истории безупречно. Вот не захотел бы он стать жертвой, что мог ему сделать Авраам, статридцатисемилетний старик тридцатисемилетнему юноше?
      
      "И возвратился Авраам к отрокам своим" - говорит нам Писание. Но что такое? Куда же делся Ицхак? Ицхак таинственно исчезает и появляется вновь на страницах Торы в 24 главе 62 стихе, в котором говорится, что он "жил на юге страны (в земле Негев)".
      
      Ответ есть только в Устной Торе. Авраам отправил Ицхака в Академию Шема и Эвера в Шалеме, где он и проведет последующие три года своей жизни. Шем, как мы помним, царь Шалема Малкицедек. Ему ко времени этих событий исполнилось 527 лет.
      
      А Авраам со своим первенцем Ишмаэлем и верным слугой Элиэзером возвращаются в Беэр-Шеву. Авраам не идет к своей нареченной супруге Саре, которая живет в Хевроне. Он остается на жительство в Беэр-Шеве с Ишмаэлем и, возможно, египтянкой Г̃агар. Не говорит ли это о некой напряженности в отношениях между Авраамом и Сарой, о каком-то семейном конфликте? Не с тех ли пор, когда Сара потребовала изгнать Гагар и Ишмаэля?
      
      Авраам пошел в Беэр-Шеву, а в Хеврон отправился Сатан. Он рассказал Саре, что Авраам принес в жертву сына ее Ицхака, сообщив в общем-то правду, но не всю. Это известие разбило сердце матери, и Сара скоропостижно в возрасте стадвадцатисеми лет скончалась.
      
      В то самое время, когда происходили описанные события, в далеком Харане у младшего сына сестры Сариной Милки и брата Авраама Нахора Бетуэля родилась дочь, которую назвали Ривка (Реввека).
      
      Подведем итоги. "Акедат Ицхак" - последнее, десятое по счету и самое важное испытание Авраама. Для чего нужны были все эти испытания Авраама? Зачем вообще Бог испытывает человека? Разве Бог не знает заранее, как поведет себя человек в том или ином случае? Определенно знает. Но человек не знает этого. Испытания нужны человеку, чтобы он увидел и понял, кто он есть на самом деле и чего он стоит. Чтобы человек повел себя как герой, нужна ситуация, в которой он мог бы обнаружить и явить свой героизм. Иначе ни он, ни кто другой так никогда и не узнают об этом.
      
      Бог испытывает человека, чтобы он выработал в себе определенные качества, приобрел некий духовный потенциал, поднялся на еще одну ступеньку духовного восхождения и вышел, в конце концов, из этого испытания победителем. Нет создания, которое не испытывал бы Всевышний, но, как сказано в Берешит Раба, "гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие". Бог никогда не испытывает нечестивцев, которые не слушаются его, но посылает испытания праведникам. Почему же страдают праведники? Возможны три ответа на этот вопрос. Во-первых, страдания нужны праведнику с целью его воспитания, для того, чтобы его добрые дела пришли в соответствие с его добрыми намерениями и чтобы в результате конкретных деяний сердце его укрепилось в любви ко Всевышнему. Во-вторых, - это точка зрения Рамбама - испытание праведника становится образцом для людей, который они будут изучать и которому они будут следовать. В-третьих, праведник страдает за весь мир, который настолько слаб, что может не вынести страданий.
      
      Авраам выдержал не все испытания, и потому испытывался вновь и вновь. И только после "связывания Ицхака" Господь остался вполне удовлетворен. "Теперь Я знаю, - сказал Он, - что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня". И после этого испытания Бог уже никогда больше не испытывал Авраама.
      
      И еще. В этой главе впервые в синодальном переводе появляется некий Иегова. После того как Авраам принес в жертву вместо Ицхака обнаружившегося в кустах барана, он решил дать имя месту, где произошло жертвоприношение. Читаем в переводе 22:14: "И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится". Это именно тот самый Иегова, о котором с таким энтузиазмом и так самозабвенно по городам и весям современной России проповедуют его свидетели. Но дело в том, что никакого Иеговы в оригинальном тексте нет. Говорит Тора: "Ваййикра аврагам шем-гаммаком гагу Адонай (יהוה) иръэ ашэр йеамэр гаййом бэгар Адонай (יהוה) йераэ" - "И нарек Авраам имя месту тому: "Бог усмотрит"; а сегодня говорят о нем: "на этой горе открывается Бог"".
      
      Однако это место имело уже название. Это место сын Ноаха Шем, он же Малкицедек, назвал Шалем, что значит "совершенный". И сказал Бог:
      
      "Если Я назову это место именем, данным Авраамом, станет жаловаться праведный Шем. Если Я назову его Шалем, то будет жаловаться Авраам. Поэтому Я объединю эти два названия в одно: Иерушалаим".
      
      (1) Бог как бы говорит: "Ты раздаешь землю, которую Я обещал потомству твоему, тогда верни мне потомство".
      
      (2) Этот мидраш объясняет 2 стих этой главы.
      
      (3) Среди комментаторов Торы нет единого мнения, откуда Авраам отправился в путь. От Хеврона до горы Мория около 30 км. Не очень ясно, почему путники бродили три дня. Неспешное путешествие из Беэр-Шевы как раз укладывается в отведенный срок. Но тогда не понятно, почему Авраам пребывал в Беэр-Шеве отдельно от Сары.
      
      (4) Считают, что это тот самый "краеугольный камень", от которого Бог начал творение мира.
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Задонский Яков (2005070@aaanet.ru)
  • Обновлено: 29/01/2017. 17k. Статистика.
  • Миниатюра: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка